Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании Комиссии представителей сторон по доверенностям:
от Заказчика - государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Ленинградский областной эпизоотический (противоэпизоотический) отряд":
от Заявителя - ООО "Инкубаторно-птицеводческая станция "Свердловская":
в отсутствие представителей Уполномоченного органа, извещенного о дате и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4513 от 23.04.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку антирабической вакцины против бешенства для диких плотоядных животных.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 200 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
По мнению Заявителя, изложенному в жалобе, Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе даны ненадлежащие разъяснения на запрос Заявителя о даче разъяснений положений аукционной документации, не соответствующие заданному в адрес Заказчика вопросу.
Комиссией установлено, что согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
При этом в соответствии с положением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что в рамках проведения рассматриваемого электронного аукциона Заказчиком получен запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе N РД1 следующего содержания: "Добрый день дайте разъяснение по пункту 9. в описании закупки: К поставке принимаются лекарственные препараты для ветеринарного применения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, имеющие регистрационное удостоверение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (далее - Россельхознадзор РФ) в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и включенные в Реестр лекарственных препаратов для ветеринарного применения, расположенный на официальном сайте Россельхознадзора РФ.
Так как в соответствии пункта 3.13 раздела III "Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе ЕЭС и на таможенной территории ЕЭС", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от
18. 06.2010 года N 317 (далее положение N 317): "Ввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории Союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами государств-членов Союза. Государства-члены взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств для применения в ветеринарии".
Согласно абзацу 2 пункта 13 Положение о Евразийской экономической комиссии (приложение N1 к договору о Союзе) решения комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов Союза.
При этом в части 4 статьи 3 Федерального закона от 12.04.2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) установлено, что "если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим ФЗ, применяются правила международного договора".
Установлено, что 20.04.2021 Заказчиком размещен ответ на запрос N РД1, в котором указано на следующее: "Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" (с изменениями на 13 июля 2020 года) в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1.6 Протокола совещания руководителей уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам регистрации, оборота и контроля использования ветеринарных лекарственных средств от 28.09.2017 N 10-ВК для решения вопроса об обращении и применении, ранее зарегистрированных средств для ветеринарного применения в отношении которых не проведены испытания и (или) отсутствуют экспериментально обоснованные заключения, подтверждающие эффективность, качество и безопасность следует руководствоваться нормами национального законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1043, государственный надзор в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения осуществляется органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (далее - Россельхознадзор РФ).
На основании вышеизложенного, производитель лекарственных средств для ветеринарного применения должен иметь заключение о соответствии производителя лекарственных средств для ветеринарного применения требованиям правил надлежащей производственной практики, выданного Россельхознадзором РФ.
Лекарственное средство для ветеринарного применения должно быть зарегистрировано на территории Российской Федерации, иметь регистрационное удостоверение лекарственного средства для ветеринарного применения, выданного Россельхознадзором РФ, и включено в Реестр лекарственных средств для ветеринарного применения, расположенного на официальном сайте Россельхознадзора РФ.
Наша позиция по п. 9 "Описания объекта закупки" подтверждается сложившейся на территории Российской Федерации правоприменительной практикой, в частности Решением Федеральной антимонопольной службы России от 28.03.2019 по контролю в сфере закупок Российской Федерации по делу N 19/44/105/774 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Решением Федеральной антимонопольной службы России от 03.11.2020 по делу N П-203/20 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок".
Заявителем в доводах жалобы указано, что вопреки позиции Заказчика, препарат, предлагаемый Заявителем, а именно "Рибивит-ВБФ", имеет необходимые документы и разрешения для применения в целях проводимой закупки.
Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом установлено, что согласно пункту 1.6 Протокола совещания руководителей уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам регистрации, оборота и контроля использования ветеринарных лекарственных средств от 28.09.2017 N 10-ВК для решения вопроса об обращении и применении, ранее зарегистрированных средств для ветеринарного применения в отношении которых не проведены испытания и (или) отсутствуют экспериментально обоснованные заключения, подтверждающие эффективность, качество и безопасность следует руководствоваться нормами национального законодательства.
В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1043, государственный надзор в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения осуществляется органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (далее - Россельхознадзор РФ).
На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что производитель лекарственных средств для ветеринарного применения должен иметь заключение о соответствии производителя лекарственных средств для ветеринарного применения требованиям правил надлежащей производственной практики, выданного Россельхознадзором РФ.
Также Комиссией установлено, что лекарственное средство для ветеринарного применения должно быть зарегистрировано на территории Российской Федерации, иметь регистрационное удостоверение лекарственного средства для ветеринарного применения, выданного Россельхознадзором РФ, и включено в Реестр лекарственных средств для ветеринарного применения, расположенного на официальном сайте Россельхознадзора РФ.
Комиссией установлено, что приманка вакциносодержащая антирабическая "Рабивит ВБФ", произведенная ОАО "БелВитунифарм", не зарегистрирована в государственном реестре Россельхознадзора РФ на территории Российской Федерации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что производитель вакцины "Рабивит-ВБФ" - ОАО "БелВитунифарм" не имеет заключения о соответствии производителя лекарственных средств для ветеринарного применения требованиям правил надлежащей производственной практики, выданного Россельхознадзором РФ.
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что, в силу статьи 12 Закона о контрактной системе, к числу основных принципов контрактной системы относится принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (эффективного использования финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
При этом установлено, что позиция Заказчика по пункту 9 "Описания объекта закупки" подтверждается сложившейся на территории Российской Федерации правоприменительной практикой, в частности Решением Федеральной антимонопольной службы России от 28.03.2019 по контролю в сфере закупок Российской Федерации по делу N 19/44/105/774 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Решением Федеральной антимонопольной службы России от 03.11.2020 по делу N П-203/20 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия установила, что требования к наличию заключения о соответствии производителя лекарственных средств для ветеринарного применения требованиям правил надлежащей производственной практики, выданного Россельхознадзором РФ, установленные Заказчиком к товару, поставляемому в рамках осуществления закупки, установлены Заказчиком правомерно, что подтверждается нормативно-правовыми актами в сфере оборота лекарственных ветеринарных средств в Российской Федерации.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Инкубаторно-птицеводческая станция "Свердловская" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
И.о. председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 апреля 2021 г. N 047/06/65-877/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2021