Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственное казенное учреждение "Управление строительства Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "ДЖУЛИ", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4568 от 26.04.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству спортивного комплекса в пос. Токсово, ул. Спортивная, д.6 Всеволожского района.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, документация об открытом конкурсе в электронной форме размещены Заказчиком 25.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 107 850 425,35 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы. По мнению Заявителя, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Как указывает Заявитель, пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев:
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Значимость критерия: 40%.
По мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе не требует в качестве подтверждения опыта контракты, исполненные без нарушения сроков (иначе это привело бы к ограничению конкуренции).
Представитель Заказчика пояснил, что оценка заявок на участие в конкурсе по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Опыт) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация), осуществляется в соответствии с пп. а п. 27.2 Правил, при этом Заказчиком определена, что контракты (договоры), принимаемые к оценке должны быть успешно исполненными (с учетом правопреемства) контрактами (договорами) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), заключенных за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится настоящий открытый конкурс в электронной форме. Более того, указанные положения не входят в противоречия ни с п. 27.3 Правил, ни с иными положениями законодательства о контрактной системе, а заявителем не приведены какие-либо доказательства, подтверждающие ошибочное мнение, изложенное в жалобе.
Представитель Заказчика пояснил, что в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки установлен показатель "Опыт" критерия "Квалификация", предусматривающий начисление баллов не только за сам факт заключения и исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), а за успешное выполнение принятых по таким контрактам (договорам) обязательств, подтвержденное отсутствием примененных к подрядчику штрафных санкций, что полностью соответствует целям Заказчика в части определения лучших условий исполнения предлагаемого к заключению контракта, в соответствии с пунктом 3 Правил, и заключения контракта, исполнение обязательств по которым не должно приводить к штрафным санкциям, предусмотренным разделом 8 проекта контракта.
Согласно второму доводу жалобы Заявитель указывает, что конкурсная документация содержит в своем составе требования по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки - Строительство спортивного комплекса в пос. Токсово, ул. Спортивная, д.6 Всеволожского района.
Так, согласно смете "02-01-30", которая является неотъемлемой частью конкурсной документации, необходимо поставить следующее оборудование: "Кровать одноместная, Тумбочка прикроватная, Шкаф комбинированный, Стол прямоугольный, Стул деревянный, Матрац беспружинный, Стол обеденный, Стул, Микроволновая печь, Чайник электрический и т.д.". По мнению Заявителя, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 1.3 Тома 1 Раздела 1 Проектной документации "Проектируемый спортивный комплекс предназначается для размещения помещений для тренировок, а также помещений для временного проживания спортсменов (общежитие) во время учебно-тренировочных сборов. В здании предусматривается до двух мест для проживания инвалидов или других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (из расчета 5% или не менее одно места).
Состав помещений. В составе спортивного комплекса предусматриваются:
- Зал для индивидуальной силовой нагрузки;
- Комнаты для проживания;
- Кабинет врача;
- Административно-хозяйственные помещения;
- Кухня;
- Санитарно-бытовые помещения.
Соответственно, поставка кровати, тумбочек, шкафов и иной мебели является отражением потребности Заказчика в части обеспечения возможности проживания на территории построенного спортивного комплекса.
Представитель Заказчика дополнительно отметил, что в соответствии с п. 1.2 проекта контракта. Подрядчик выполняет работы в соответствии с, в том числе, проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу в установленном законом порядке, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения.
В доводах жалобы Заявитель также указал, что пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации."
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия: 40%. Оценка заявок участников конкурса по нестоимостному критерию.
В рамках вышеуказанных показателей оценивается общая стоимость успешно исполненных (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), заключенных за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится настоящий открытый конкурс в электронной форме.
По мнению Заявителя, права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, выразившимися в установлении в конкурсной документации показателя оценки опыта работы, связанного со стоимостью ранее исполненных контрактов, поскольку в конкурсной документации установлена исключительно минимальная стоимость контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки, при установленных данных Показателях.
Представитель Заказчика пояснил, что в рамках показателя "Общая стоимость исполненных контрактов" оценивается общая стоимость успешно исполненных (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), заключенных за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится настоящий открытый конкурс в электронной форме.
Представитель Заказчика также отметил, что оценка заявок на участие в конкурсе по показателю "Опыт" критерия "Квалификация", осуществляется в соответствии с пп. а п. 27.2 Правил, при этом указанные положения не входят в противоречия ни с п. 27.2-27.3 Правил, ни с иными положениями законодательства о контрактной системе.
Установленный трехлетний срок коррелирует с датой получения положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданного в 2018 году - за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, при этом Заявитель явку на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих доводы Заявителя, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 мая 2021 г. N 047/06/54.3-885/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021