Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Бондарева Андрея Юрьевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области Сергиево-Посадский центр занятости населения (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на предоставление образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по образовательной программе, профессии (специальности): "Делопроизводство и секретарское дело с использованием компьютера" (извещение N 0348200013721000013 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно утвердившим положения Конкурсной документации в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
- начальная (максимальная) цена контракта - 102 500,00 руб.,
- дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.04.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
В соответствии со статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Частью 2 статьи 91 Закона об образовании предусмотрено, что соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно Извещению, объектом закупки является: "Предоставление образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по образовательной программе, профессии (специальности): "Делопроизводство и секретарское дело с использованием компьютера".
В пункте 16 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе:
"наличие у Исполнителя лицензии (с приложениями) на осуществление образовательной деятельности по предмету открытого конкурса в соответствии со ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по дополнительным профессиональным образовательным программам".
В пункте 22.1 Информационной карты Заказчиком установлены документы, входящие в состав второй части заявки на участие в закупке, в том числе:
"копия действующей лицензии (с приложениями) на осуществление образовательной деятельности по предмету открытого конкурса в соответствии со ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по дополнительным профессиональным образовательным программам".
В Техническом задании Конкурсной документации установлены требования к качеству услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика, а именно:
"ОБЯЗАТЕЛЬНО наличие у Исполнителя действующей лицензии с приложениями на осуществление образовательной деятельности, выданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (по направлениям объекта закупки)".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению вышеуказанных требований подобным образом противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены положения Проекта контракта.
Между тем, Заявителем в своей жалобе не указывается какие именно действия (бездействие) обжалуются заявителем, какие именно нормы Закона о контрактной системе нарушены.
Таким образом, доводы жалобы являются необоснованными.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг по предмету конкурса" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта" (далее - Квалификация участников закупки) Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Показатель - Ci1 - Содержание указанного показателя: Опыт участника по успешному оказанию услуг по предмету открытого конкурса в электронном виде.
Для оценки предложений участников размещения заказа по показателю (подкритерию) Опыт участника по успешному оказанию услуг применяется следующая шкала: |
Оценка без учета значимости подкритерия |
Оценка с учетом значимости подкритерия Значимость показателя (подкритерия) - 50% (0,5) |
С учетом значимости критерия 0,6 |
нет опыта, информация не представлена |
0 баллов |
0 баллов |
0 баллов |
от года |
20 баллов |
10 баллов |
6 баллов |
от одного года до 2-х лет включительно |
40 баллов |
20 баллов |
12 баллов |
от 3-х лет и более |
100 баллов |
50 баллов |
30 баллов |
Подтверждающие документы:
Для подтверждения успешного опыта оказания услуг участником закупки предоставляются скан-копии контрактов (договоров) и актов оказанных образовательных услуг по профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию граждан по образовательной программе, профессии (специальности): "Делопроизводство и секретарское дело с использованием компьютера".
Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг по предмету конкурса", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость по указанному показателю.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию.
Таким образом, по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг по предмету конкурса" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В Критериях оценки заявок по показателю "Наличие у участника закупки собственных или арендованных площадей, помещений для проведения обучения, оборудования, необходимых для оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Показатель - Ci2 - Содержание указанного показателя: Наличие у участника закупки собственных или арендованных площадей, помещений для проведения обучения, оборудования, необходимых для оказания услуг, в соответствие с Постановлением Правительства РФ N 966 от 28.10.2013 г., необходимых для оказания образовательных услуг по адресу обучения г. Сергиев Посад Московской обл., указанного в п. 3.4 Технического задания.
Для оценки предложений участников размещения заказа по показателю (подкритерию) Наличие у участника закупки собственных или арендованных площадей, помещений для проведения обучения, оборудования, необходимых для оказания услуг применяется следующая шкала: |
Оценка без учета значимости подкритерия |
Оценка с учетом значимости подкритерия Значимость показателя (подкритерия) - 50% |
С учетом значимости критерия 0,6 |
информация не представлена |
0 баллов |
0 баллов |
0 баллов |
копии, подтверждающих документов о наличии помещений в собственности или документов на аренду помещения, а также декларация о наличии необходимого оборудования |
100 баллов |
50 баллов |
30 баллов |
Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Наличие у участника закупки собственных или арендованных площадей, помещений для проведения обучения, оборудования, необходимых для оказания услуг", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость по указанному показателю.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки помещений для оказания образовательных услуг, предлагаемых для оказания услуг, не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств в рамках государственного контракта.
Таким образом, по показателю "Наличие у участника закупки собственных или арендованных площадей, помещений для проведения обучения, оборудования, необходимых для оказания услуг" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В Техническом задании Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие сроки и (или) объем предоставления гарантий качества услуг: Срок исполнения Исполнителем своих обязательств по контракту с момента подписания до "25" декабря 2021 г. Направление безработных граждан на обучение осуществляется в течение срока действия государственного контракта.
Согласно пункту 3.1. проекта контракта Конкурсной документации услуги должны оказываться Исполнителем в сроки, указанные в разделе "Обязательства по оказанию услуг" приложения 2 к Контракту.
Согласно пункту 3.3. проекта контракта Конкурсной документации Исполнитель оказывает услуги в порядке согласно разделу "Обязательства по оказанию услуг" приложения 2 к Контракту и в соответствии с иными условиями, предусмотренными Контрактом.
В Приложении N 2 к контракту установлено:
"Срок оказания услуг: начало: 0 дн. от даты заключения контракта, окончание: 25.12.2021;
Срок начала исполнения обязательства, не позднее: Дата направления заявки;
Срок окончания исполнения обязательства, не позднее: Указывается в заявке".
Комиссия отмечает, что в Проекте контракта и Техническом задании Конкурсной документации не регламентирован порядок направления заявок, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бондарева Андрея Юрьевича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела от 28.04.2021 N 050/06/105-1163/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 апреля 2021 г. N 050/06/105-1163/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2021