Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Транстрейд" (далее - Заявитель) на действия МУ "Управление капитального строительства города Тулы" (далее - Заказчик), ГКУ Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Строительство школы в д. Мыза микрорайон "Северная Мыза", Ленинский район, Тульская область, в т.ч. ПИР" в рамках реализации регионального проекта "Современная школа", национального проекта "Образование" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0366200035621001317) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий).
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещены разъяснения положений Конкурсной документации, изменяющие ее суть.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 30.04.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 12.05.2021.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 23.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 068 560 012, 52 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджет МО города Тула, КБК - 869070223БE112010414, 869070223БE155200414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.04.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
7) победителем Конкурса признано ООО "ЛИГА-М".
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по Критерию.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На заседании Комиссии установлено, что согласно порядку оценки заявок участников закупки по Критерию оценке подлежат контракты (договоры), представленные в полном объеме со всеми приложениями, исполненные без штрафных санкций (пеней), цена каждого из которых составляет не менее 55% от начальной (максимальной) цены контракта Конкурса.
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, поскольку отсутствие указанных приложений (ПСД, форма актов и др.) к исполненному контракту/договору не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.
Кроме того, по мнению Комиссии, положения порядка оценки Конкурсной документации по Критерию о предоставлении к оценке контрактов (договоров), исполненных без начисления неустоек (штрафов, пеней), а также о минимальной стоимости контрактов/договоров, представляемых к оценке по Критерию, является ненадлежащим, поскольку не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
В соответствии с положениями Конкурсной документации по Критерию оценке подлежат контракты (договоры), исполненные за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
При этом указанный порядок оценки не позволяет оценить опыт участников Конкурса по Критерию, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка, в связи с чем, порядок оценки Конкурсной документации не применялся.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений Конкурсной документации, изменяющие ее суть.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с порядком оценки Конкурсной документации (в редакции от 23.03.2021): "Предложение участника закупки подтверждается копией (копиями) исполненного (исполненных) за последние 3 года, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, контракта(ов) (договора(ов)), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), с ценой каждого контракта (договора) не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, без нарушений сроков и иных условий по вине участника закупки".
На заседании Комиссии установлено, что 06.04.2021 Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещен ответ на запрос разъяснений Конкурсной документации N1 (далее - Разъяснение), содержащий следующие сведения: "У организации есть опыт исполнения контракта, по которому соответствующие работы произведены в необходимом объеме, фактически исполненные обязательства составляют не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, без нарушений сроков и иных условий по вине участника закупки, на завершенные объекты капитального строительства получено разрешение на ввод в эксплуатацию. При этом контракт в настоящее время исполнен не до конца, строительно-монтажные работы продолжаются в рамках согласованного сторонами графика производства работ. Можно ли приложить данный контракт в подтверждении наличия опыта по показателю N 1 - нестоимостной критерий оценки заявок Наибольшая цена одного из исполненных договоров? Будет ли данный опыт учтен при сопоставлении и оценке заявок?".
Ответ: "Предложение участника закупки подтверждается копией (копиями) исполненного (исполненных) за последние 3 года, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, контракта(ов) (договора(ов)), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), с ценой каждого контракта (договора) не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, без нарушений сроков и иных условий по вине участника закупки".
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные сведения, представленные в составе разъяснений положений Конкурсной документации, изменяют суть положений Конкурсной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Транстрейд" обоснованной в части пункта 1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 12.05.2021 по делу N 21/44/105/605 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2021 г. N 21/44/105/605
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021