Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "IT-Технология" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертизы исполнения государственного контракта от 20.11.2020 N 0173100006520000046 (КМИ 174.00100174.20.Р.37976.01, 12-ОК-ИКТ) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100006521000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателям "Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема (b1)" (далее - Показатель N 1), "Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема (b2)" (далее - Показатель N 2), "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (b3)" (далее - Показатель N 3), "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (b4)" (далее - Показатель N 4) критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1);
2) Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Также на заседании Комиссии Заявителем заявлен дополнительный довод о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком неправомерно не продлен срок подачи заявок на участие в Конкурсе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 09.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 599 500 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 174041215Е0190019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 04.05.2021;
6) на участие в Конкурсе подана 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано АНО Экспертно-правовой центр "Прометей" с предложением о цене контракта в размере 599 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2, 3, 4 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
1.1 Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 1 Критерия N 1 оцениваются сведения об опыте оказания участником закупки экспертиз информационных систем, которые были выполнены на основании контрактов (договоров), заключенных по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в порядке, установленном Законом о контрактной системе, по итогам закупок в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку в рамках Показателя N 1 Критерия N 1 оценке не подлежат контракты/договоры субподряда, соисполнения, а также гражданско-правовые договоры, что по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1 установлен в Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также с учетом положений Правил.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
1.2 Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 2 Критерия N 1 оцениваются контракты/договоры на оказание услуг по разработке и/или развитию, и/или сопровождению информационных систем, которые были выполнены на основании контрактов (договоров), заключенных по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в порядке, установленном Законом о контрактной системе, по итогам закупок в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N 2 Критерия N 1, поскольку в рамках Показателя N 2 Критерия N 1 оценке не подлежат контракты/договоры субподряда, соисполнения, а также гражданско-правовые договоры, что по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что установленное в Конкурсной документации требование о наличии опыта на оказание услуг по разработке и/или развитию, и/или сопровождению информационных систем не является сопоставимым с предметом закупаемых услуг.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия N 1 установлен в Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки, а также с учетом положений Правил.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
1.3 Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 3 Критерия N 1 оценивается наличие у участника Конкурса специалистов с ученой степенью доктор физико-математических наук, доктор технических наук.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что требование Конкурсной документации о наличии у участника Конкурса специалистов с ученой степенью доктор физико-математических наук, доктор технических наук является излишним и ограничивают количество участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 3 Критерия N 1 установлен в Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки, а также с учетом положений Правил.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
1.4 Согласно Конкурсной документации в рамках Показателя N 4 Критерия N 1 оценивается наличие участника конкурса специалистов с ученой степенью кандидат физико-математических наук, кандидат технических наук.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что требование Конкурсной документации о наличии у участника Конкурса специалистов с ученой степенью кандидат физико-математических наук, кандидат технических наук является излишним и ограничивают количество участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 3 Критерия N 1 установлен в Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки, а также с учетом положений Правил.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено ненадлежащее описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно сведениям ЕИС, Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по проведению экспертизы исполнения государственного контракта от 20.11.2020 N 0173100006520000046.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что поскольку техническое задание, установленное в рамках закупки с номером извещения 0173100006520000046 содержит противоречия, участникам закупки не представляется возможным исполнить требования технического задания Конкурсной документации.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что исполнителю следует руководствоваться техническим заданием Конкурсной документации, а также объектом экспертизы - результатом выполненных работ по государственному контракту от 20.11.2020 N 0173100006520000046, который будет предоставлен исполнителю Заказчиком.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования, установленные в техническом задании Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе и позволяют исполнителю надлежащим образом исполнить обязательства по государственному контракту.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Также на заседании Комиссии Заявителем заявлен дополнительный довод о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком неправомерно не продлен срок подачи заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении Конкурса, датой окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 04.05.2021.
На основании изложенного, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе указанный довод Заявителя на положения документации о закупке Комиссией не рассматривается.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1 в рамках которого оценке подлежит наличие у участника закупки опыта оказания услуг по экспертизе информационных систем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе. При этом сумма каждого такого контракта должна быть не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, указанные контракты/договоры должны быть исполнены без начисления исполнителю неустойки (штраф, пени).
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 требований к минимальной стоимости контракта, а также сроку исполнения контрактов исключительно за 3 года до даты окончания подачи заявки на участие в Конкурсе, исполненного без начисления исполнителю неустойки (штраф, пени) неправомерно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 2 в рамках которого оценке подлежит опыт участника закупки по оказанию услуг по разработке и/или развитию, и/или сопровождению информационных систем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе. При этом сумма каждого такого контракта должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, указанные контракты/договоры должны быть исполнены без начисления исполнителю неустойки (штраф, пени).
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю N 2 Критерия N 1 требований к минимальной стоимости контракта, а также сроку исполнения контрактов исключительно за 3 года до даты окончания подачи заявки на участие в Конкурсе, исполненного без начисления исполнителю неустойки (штраф, пени) неправомерно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 1, 2 Критерия N 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подана 1 заявка, в связи с чем порядок оценки не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "IT-Технология" необоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя, указанный в пункте 3 мотивировочной части решения оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы дела от 12.05.2021 N 21/44/105/612 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2021 г. N 21/44/105/612
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021