Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Велес" (далее - Заявитель) на действия Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - Конкурсная комиссия), Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на ликвидацию 4-х объектов размещения химических отходов, расположенных на территории города Заволжск Ивановской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0133200001721000408) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлено требование к участникам закупки о необходимости предоставления в составе второй части заявки лицензии по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Лицензия).
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в проект государственного контракта Конкурсной документации включено условие о возможности продления срока исполнения контракта.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлено требование о необходимости предоставления исполнительной документации на основании норм, не применимых к предмету закупки.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не размещен график исполнения контракта.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о соответствии работ нормативно-правовым актам, не применимым к объекту закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 11.05.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 13.05.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 04.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 456 013 539,26 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Ивановской области, бюджет Заволжского муниципального района, КБК - 1010603171G655000244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 30.04.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлено требование к участникам закупки о необходимости предоставления в составе второй части заявки Лицензии.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактный системе, или копии таких документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно сведениям ЕИС предметом закупки является ликвидация объектов размещения химических отходов.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
На заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации не установлено требование о предоставлении Лицензии в составе второй части заявки участниками закупки на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, согласно пункту 6 информационной карты Конкурсной документации установлены следующее требование к выполнению работ: "До начала работ по обращению с отходами Подрядчику и (или) Субподрядчику (-кам) необходимо обеспечить наличие лицензии на осуществление видов деятельности по обращению с отходами, предусмотренных в проектно-сметной документации на основании ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Кроме того, пунктом 4.3.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено следующее: "В случае выполнения работ по технической рекультивации своими силами без привлечения субподрядной организации не позднее чем за 5 (Пять) рабочих дней до начала работ по технической рекультивации предоставить Заказчику надлежащим образом заверенную копию действующей лицензии на осуществление видов деятельности по обращению с отходами, предусмотренных в проектно-сметной документации на основании ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в рамках исполнения контракта до начала работ по обращению с отходами исполнителю необходимо обеспечить наличие Лицензии, что не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в проект государственного контракта Конкурсной документации включено условие о возможности продления срока исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "Срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами".
Кроме того пунктом 11.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "Если в результате обстоятельств непреодолимой силы результатам работ был нанесен значительный, по мнению одной из сторон ущерб, то эта сторона обязана уведомить об этом другую сторону в недельный срок, после чего стороны обязаны обсудить целесообразность дальнейшего продолжения выполнения работ и принять дополнительное соглашение с обязательным указанием новых сроков, порядка ведения и стоимости работ, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью настоящего Контракта, либо инициировать процедуру расторжения Контракта".
На заседании Комиссии установлено, что возможность продления срока выполнения работ предусмотрена только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное условие проекта государственного контракта Конкурсной документации, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проект государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлено требование о необходимости предоставления исполнительной документации на основании норм, не применимых к предмету закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктами 7.1.1 и 7.1.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлена обязанность подрядчика предоставлять Заказчику комплект исполнительной документации согласно РД 11-02-2006.
При этом РД 11-02-2006, утвержденные в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1128 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения".
Вместе с тем, предметом закупки является ликвидация объектов размещения химических отходов, а не работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в связи с чем указанные требования к составу и порядку ведения исполнительной документации не применимы.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не размещен график исполнения контракта.
Согласно пункту 4.3.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации "В течение 5 (Пять) рабочих дней с момента заключения Контракта подготовить и предоставить Заказчику для согласования и утверждения проект Графика исполнения Контракта и Календарного графика производства работ, предусматривающий этапы и сроки выполнения работ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших график исполнения контракта, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку указанный график формируется исполнителем в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в проекте государственного контракта Конкурсной документации положение о необходимости согласования с Заказчиком графика исполнения контракта, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о соответствии работ нормативно-правовым актам, не применимым к объекту закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация содержит ссылки на СН РК 1.03-00-2011 "Строительное производство. Организация строительства предприятий, зданий и сооружений", СН РК 1.03-02-2007 "Инструкция по проектированию бытовых зданий и помещений строительно-монтажных организаций".
Между тем, указанные нормативно-правовые акты действуют на территории Республики Казахстан, в связи с чем не могут быть применены в ходе выполнения работ по контракту.
Кроме того, Конкурсная документация содержит требование о применении СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", который прекратил действие с 01.01.2021.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Велес" обоснованной в части неправомерного установления требования о необходимости предоставления исполнительной документации, а также о соответствии работ нормативно-правовым актам, не применимым к объекту закупки.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 13.05.2021 по делу N 21/44/105/633 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 мая 2021 г. N 21/44/105/633
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021