На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Федорова А.О. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях ФКУ "Войсковая часть 95006" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку аппаратно-программного психодиагностического комплекса (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100079121000036) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводам Заявителя:
1. Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;
2. Заказчиком неправомерно не установлены запреты и ограничения допуска товара, происходящего из иностранных государств.
Представитель Заказчика не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 283 360 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет, КБК - 30403099890092019212;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.04.2021;
6) дата проведения Аукциона - 26.04.2021;
7) в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, так как по окончанию срока подачи заявок подана только одна заявка, признанная соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
8) победителем Аукциона признано ООО "Научно-производственный центр "ДИП" с предложением о цене государственного контракта в размере 283 360 рублей;
9) между Заказчиком и ООО "Научно-производственный центр "ДИП" заключен государственный контракт от 17.05.2021 N 2121304100302000000000000/11626/3/21 (реестровый номер в ЕИС - 1772913835221000028).
1. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
В частности, установленные Заказчиком требования к функционалу объекта закупки не позволяют участнику закупки однозначно определить потребность Заказчика и надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.
Кроме того, к закупаемому виду товара, имеющему обозначение "Мультипсихометр", не установлена возможность поставки эквивалентного товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Техническом заданием документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к аппаратно-программному психодиагностическому комплексу.
Согласно сведениям ЕИС, Аукцион проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ).
В соответствии с требованиями статьи 6 Закона N 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом
N 275-ФЗ.
Частью 3 статьи 6 Закона N 275-ФЗ установлено, что при размещении государственного оборонного заказа на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, документация об аукционе должна содержать указание на наименование или товарный знак таких вооружения, военной и специальной техники, военного имущества.
Номенклатура данной продукции "Аппаратно-программный психодиагностический комплекс "Гранит" включена в перечень объемов поставок вооружения, военной и специальной техники и имущества по государственному оборонному заказу на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг. Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (далее - ГУСП).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что аппаратно-программный психодиагностический комплекс "Мультипсихометр" является базовым изделием, на основе которого разработаны специальные версии комплекса, ориентированные на конкретных потребителей (министерства и ведомства, специализированные организации). Аппаратно-программный психодиагностический комплекс "Гранит (далее - АПК "Гранит") является одной из версий указанного "Мультипсихометра". Аппаратно-программный психодиагностический комплекс "Мультипсихометр" предназначен для проведения комплексной оценки уровня развития широкого спектра профессионально важных качеств, психологических и психофизиологических свойств, характеристик психологического состояния кандидатов по результатам выполнения тестовых заданий и их комбинаций.
АПК "Гранит" предназначен для автоматизации деятельности специалистов подразделений психологического отбора ФСБ России, принято на снабжение подразделениями профессионального психологического обора ФСБ России на основании приказа Директора ФСБ России от 03.04.2008 N 0122 и используется в ГУСПе на основании Межведомственного соглашения о взаимодействии между ГУСПом и ФСБ России по вопросам профессионального психологического отбора. Данное Межведомственное соглашение подписано 23.07.2019 (присвоен гриф "ДСП"). Приказом ГУСПа от 25.12.2020 N 238/ДСП объявлено Межведомственное соглашение о взаимодействии между ГУСПом и ФСБ России по вопросам профессионального психологического отбора. Таким образом, АППК "Мультипсихометр" заказчиком принят на снабжение в качестве специальной техники.
В соответствии со статьей 6 Межведомственного соглашения все, что составляет предмет обмена между сторонами соглашения во исполнение соглашения, равно как и информация об объеме и содержании взаимодействия, не подлежит разглашению и не может быть передано третьей стороне или использованию без письменного согласия и полного соблюдения условий предоставившей стороны.
Вместе с тем Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика указывать ссылки на нормативно-правовые акты, являющиеся основанием для проведения закупки в рамках государственного оборонного заказа.
Частью 6 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Законом N 275-ФЗ.
В соответствии с Законом о контрактной системе в документации о закупке заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки руководствовался правилами статьи 33 Закона о контрактной системе с учетом особенностей описания объектов закупок по государственному оборонному заказу.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки установлено в соответствии с потребностью Заказчика и позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. При этом запросов разъяснения в период проведения Аукциона по указанному вопросу от участников закупки не поступало.
При этом в составе обращения Заявителем не представлено материалов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), подготовленное Заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878.
При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в ЕИС размещено надлежащим образом оформленное Обоснование, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что закупаемый мобильный комплекс включает портативную ПЭВМ с предустановленным специальным программно-методическим обеспечением.
Вместе с тем на официальном сайте производителя http://www.multipsychometr.ru/programms указано, что в составе комплекса поставляется специальное программное обеспечение "Универсальная психодиагностическая система "Мультипсихометр".
При этом указанное специальное программное обеспечение защищено Свидетельством Федеральной службы по интеллектуальной собственности о государственной регистрации программ для ЭВМ N 2015611247 и возможность замены указанного программного обеспечения (эквивалента) не предусмотрена.
Таким образом предустановленное программное обеспечение произведено в Российской Федерации, является неотъемлемой частью закупаемого оборудования без возможности замены, в связи с чем необходимость установления запрета в соответствии с Постановлением N 1236 отсутствует.
При этом в составе обращения Заявителем не представлено материалов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы обращения Федорова А.О. не нашедшими своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 мая 2021 г. N П-52/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021