рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "*Просперити" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского ГКУ "Фонд капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченныйт орган), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на выполнение работ по строительству здания общеобразовательной школы по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Пулковское шоссе, участок 438 (550 мест) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172200002521000093) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно жалобе Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 12.05.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 14.05.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 20.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 029 814 436,80 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 82607020220020800414;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.06.2021.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть такой показатель как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В пункте 27(2) Правил предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно подпункту "а" пункта 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько видов контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия.
В пункте 16.3.2 Конкурсной документации установлено, что при оценке заявок по Показателю N 1 учитывается наличие контрактов (договоров) участника открытого конкурса в электронной форме, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенных и исполненных в полном объеме за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий открытый конкурс в электронной форме (стоимость в рублях).
При этом в Конкурсной документации указано, что в случае, если стоимость работ в представленных в заявке участника копиях контрактов (договоров) будет менее 30% начальной (максимальной) цены контракта будет не соответствовать установленному периоду (за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе), и (или) выполненные работы по прилагаемым контрактам (договорам) будут не соответствовать иным требованиям, указанным в конкурсной документации, то для оценки заявки по данному показателю стоимость работ по ним учитываться не будет.
Таким образом, установленный Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации порядок оценки по Показателю N1 критерия "Квалификация участников закупки" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, и объективно сопоставить предложения участников закупки.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию в части обжалуемых положений порядка оценки Конкурсной документации.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В Конкурсной документации по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки" установлен следующий порядок присвоения баллов:
"Максимальное количество баллов по показателю - 30. При отсутствии договоров, (контрактов), соответствующих требованиям Заказчика либо не представлении сведений об опыте, количество баллов принимается равным 0.
Оценка по показателю определяется по шкале:
Отсутствие исполненных в полном объеме контрактов (договоров) либо несоответствие представленных контрактов (договоров) требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации присваивается 0 баллов.
Наличие одного исполненного в полном объеме контракта (договора), соответствующего требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации 20 баллов.
Наличие двух исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации 40 баллов.
Наличие трех исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации 60 баллов.
Наличие четырех исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации 80 баллов.
Наличие пяти и более исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации 100 баллов".
Таким образом, установленный Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями.
Комиссия, изучив Конкурсную документацию приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по Показателю N 1 Критерия N 1.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика не соответствуют пункту 27(2) Правил и нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 12 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере аванса в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса).
Частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 3.9.проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Аванс может быть предоставлен в целях выполнения работ по этапам: пункты 2-45 Графика оплаты выполненных работ и составлять до 30% от суммы бюджетного обязательства, принятого в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации на текущий финансовый год по каждому из указанных этапов".
При этом на заседании Комиссии установлено, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен конкретный размер аванса.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не соответствуют части 12 статьи 42 Закона о контактной системе и нарушают часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2А статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Просперити" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 14.05.2021 по делу N 21/44/105/608 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 мая 2021 г. N 21/44/105/608 (ключевые темы: конкурсная документация - участники закупок - критерии оценки - объекты капитального строительства - открытый конкурс)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021