Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.05.2021 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" на положения документации об электронном аукционе 21-ЭА-126 Расходный материал (реестровый номер 0346300076821000116) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 12.05.2021 поступила жалоба ООО "СТРОЙМОСТ" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
Заявитель, заказчик, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В своей жалобе заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика, нарушающим требования Закона о контрактной системе:
1. включением в описание объекта закупки указания в отношении торгового наименования товара без сопровождения словами "или эквивалент";
2. установлением в п.3 и п.5 описания объекта закупки избыточных требований к гарантийному сроку годности товара.
От заказчика поступили письменные возражения по доводам жалобы.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России от 14.05.2021 N243, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе 21-ЭА-126 Расходный материал и извещение (реестровый номер 0346300076821000116) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее- ЕИС).
Объектом закупки является поставка расходного материала.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 870,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 04.05.2021 16:30,
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 12.05.2021 10:00,
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 13.05.2021,
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 14.05.2021 09:20.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчик, включив в описание объекта закупки указания в отношении торгового наименования товара без сопровождения словами "или эквивалент", нарушил требования Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
А согласно положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, положениями вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе предусмотрено использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что описание объекта закупки приведено в документации об электронном аукционе, в виде таблицы.
Таблица содержит сведения о расходных материалах, подлежащих к поставке, а также требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам данного товара.
Так, оспариваемая заявителем позиция технического задания содержит следующие требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам товара:
N |
Наименование товара |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
ОКПД/ КТРУ |
1. 4 |
Индикатор химический/физический для контроля стерилизации (121/20) |
Индикатор стерилизации, реагирующий на характерные химические или физические изменения одного или нескольких физических условий внутри стерилизационной камеры. Это изделие одноразового использования Дополнительные параметры, не включенные в КТРУ: Класс не ниже 4 по ГОСТ ISO 11140-1-2011* - "многопеременные индикаторы", должен быть** предназначен для оперативного визуального контроля соблюдения параметров не менее трех критических переменных паровой стерилизации - температуры стерилизации, времени стерилизационной выдержки и наличия насыщенного водяного пара при размещении их как снаружи упаковок и изделий в контрольных точках стерилизационной камеры, так и внутри бумажных, комбинированных упаковок, стерилизационных коробок, текстильных, металлических и других укладок, трубчатых или массивных трудно стерилизуемых изделий с полостями при их стерилизации в Комплект форвакуумных паровых стерилизаторах. Индикаторы ИНТЕСТ-П-121/20-02 также предназначены для контроля соблюдения условий паровой стерилизации водных растворов лекарственных средств и питательных сред как внутри флаконов, так и в камере парового стерилизатора. Индикаторы могут также применяться для контроля эффективности удаления воздуха из стерилизационной камеры паровых стерилизаторов в составе Тест-ИХ. Контролируемый режим стерилизации в диапазоне: 121+3°С/20+2 минуты и давление пара 0,11+0,02 Мпа***, Контрольные значения индикатора: 121/20 градусов С/минут соответственно. Индикатор прямоугольной формы с нанесенными на лицевой стороне двумя цветными метками - индикаторной и элемента сравнения того цвета, который приобретает первая при соблюдении параметров стерилизации, и маркировки, включающей обозначение метода стерилизации, параметры стерилизационной выдержки, логотип предприятия-изготовителя. Индикаторный агент не должен отпечатываться от подложки, проникать через неё, переходить на материал, с которым индикатор может соприкасаться до, в течение или после соответствующего режима стерилизации. Обратная сторона с липким слоем для фиксации в месте контроля и документах архива, закрытым двумя половинками защитной бумаги. Индикаторы должны обеспечивать сохранность результатов контроля в течение не менее 12 месяцев. Производится в листах с точечной перфорацией между индикаторами. Гарантийный срок не менее 36 месяцев. Остаточный срок годности на момент поставки - не менее 25 месяцев. Индикатор должен храниться в упаковке изготовителя при температуре от 5°С до 40°С и относительной влажности не выше 80% в защищённом от солнечного света месте. Наименование индикатора, вид стерилизации, класс по ГОСТ, дата изготовления, срок годности, номер партии, условия хранения, штамп ОТК и реквизиты предприятия-изготовителя должны быть указаны на упаковке индикатора. Индикаторы, в том числе использованные, не должны оказывать вредного воздействия на человека и окружающую среду, не требуют особых мер безопасности и могут утилизироваться как безопасные медицинские отходы класса А. Поставляется комплектами не менее 1000 тестов. |
комплект |
5000 |
32.50.50.190-00000915 |
При этом, установлено, что п.6 документации об электронном аукционе содержит следующие сведения: "По товарным позициям допускается предоставлять эквивалентную продукцию, характеристики эквивалентной продукции не должны уступать характеристикам продукции, указанным выше".
Таким образом, рассматриваемая документация предусматривает предоставление эквивалентного товара в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Более того, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России из представленного в материалы жалобы протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.05.2021 N0346300076821000116-1, на участие в рассматриваемой закупке от участников поступило 2 заявки (с идентификационными номерами: 147, 238), которые аукционной комиссией заказчика были допущены до участия в электронном аукционе.
При этом, проанализировав вышеуказанные заявки, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что участником закупки, подавшим заявку с идентификационным номером - 147, предложен к поставке товар, являющийся эквивалентом требуемому заказчику товару.
Вместе с тем, заявитель на рассмотрение жалобы своих представителей не направил, каких-либо документов, подтверждающих обоснованность довода жалобы, не представил.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчик, установив в описании объекта закупки избыточные требования к гарантийному сроку годности товара, нарушил требования Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
-в описании объекта закупки указываются, в том числе, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
-использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологию.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, описание объекта закупки приведено в документации об электронном аукционе.
Так, документация об электронном аукционе содержит, в том числе, следующие требования к закупаемому товару по оспариваемым заявителем позициям:
N |
Наименование товара |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
ОКПД/ КТРУ |
2. 3 |
Индикатор химический/физический для контроля стерилизации (120/45-02) |
Индикатор стерилизации, реагирующий на характерные химические или физические изменения одного или нескольких физических условий внутри стерилизационной камеры. Это изделие одноразового использования _. Гарантийный срок не менее 72 месяцев. Остаточный срок годности на момент поставки - не менее 25 месяцев. .. |
комплект |
1000 |
32.50.50.190-00000915 |
3. 5 |
Индикатор химический/физический для контроля стерилизации (132/20) |
Индикатор стерилизации, реагирующий на характерные химические или физические изменения одного или нескольких физических условий внутри стерилизационной камеры. Это изделие одноразового использования _. Гарантийный срок не менее 72 месяцев. Остаточный срок годности на момент поставки - не менее 25 месяцев. _ |
комплект |
10000 |
32.50.50.190-00000915 |
При этом, согласно письменным пояснениям заказчика, при формировании характеристик товаров, требуемых к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, при описании товара заказчик вправе определить требования к характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, также не вправе определять и государственные нужды.
Бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Липецкое УФАС России не представлено.
Более того, доказательств, что оспариваемые заявителем положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, не соответствуют требованиям пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, статьи 8 Закона о контрактной системе, не позволяют участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, препятствуют каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, а также доказательства, позволяющие Комиссии Липецкого УФАС России прийти к однозначному мнению об обоснованности доводов жалобы, в Липецком УФАС России отсутствуют, заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, жалоба заявителя является необоснованной.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" на положения документации об электронном аукционе 21-ЭА-126 Расходный материал (реестровый номер 0346300076821000116) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 мая 2021 г. N 048/06/105-676/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021