Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Сухоплюев Д.В. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Алышова А.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в присутствии представителей:
от заказчика - ГБУЗ НСО "Новосибирская клиническая центральная районная больница": _ (по доверенности), _ (по доверенности); Тимошенко Раисы Николаевны (по доверенности);
от уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": _ (по доверенности); _ (по доверенности);
от подателя жалобы - ООО "ФармСтандрат-Медтехника": _ (по доверенности); _ (по доверенности), _ (по доверенности), _ (по доверенности);
от ООО "БМТ-МММ": _ (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "ФармСтандрат-Медтехника" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Новосибирская клиническая центральная районная больница" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000621002025 на поставку стерилизаторов в рамках программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области на 2021-2025", (начальная (максимальная) цена контракта 12 102 994 руб. 46 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ФармСтандрат-Медтехника" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Новосибирская клиническая центральная районная больница" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000621002025 на поставку стерилизаторов в рамках программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области на 2021-2025".
Суть жалобы ООО "ФармСтандрат-Медтехника" заключается в следующем.
Требованиям описания объекта закупки, по мнению подателя жалобы, соответствует медицинское оборудование единственного производителя - BMT-MMM Group:
1. Sterivap SPSL 669-2-ED (РУ N ФСЗ 2008/01740 от 20.07.2020) производства BMT Medical Technology s.r.o.
2. "СТЕРИВАП-ПРО" ГПД-453у (РУ N РЗН 2019/8909 от 17.09.2019) производства ООО "БМТ-МММ" (дочерняя компания BMT Medical Technology s.r.o.).
Это одна и та же модель одного и того же производителя (стерилизатор "СТЕРИВАП-ПРО" ГПД-453у является полным аналогом стерилизатора Sterivap SPSL 669-2-ED).
Оба регистрационных удостоверения выданы одному лицу - ООО "БМТ-МММ".
Единственным участником ООО "БМТ-МММ" с долей в уставном капитале 100% является BMT Medical Technology s.r.o., Чешская республика.
Таким образом, конкурировать между собой указанные лица не могут, следовательно, фактически закупка "закрыта" под продукцию производителей, составляющих группу лиц, статус которых определяется как материнская компания и 100% дочерняя компания.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, описание объекта закупки содержит ряд избыточных требований (выходящих за рамки требований ГОСТ), совокупности которых удовлетворяет вышеуказанная модель единственного производителя.
Так, податель жалобы полагает, что избыточные требования установлены в отношении значений внешних габаритов (п. 1.6, 1.7); габаритов стерилизационной камеры (п. 1.9, 1.10).
Также ООО "ФармСтандрат-Медтехника" полагает, что заказчиком неправомерно установлены требования к способу герметизации стерилизационной камеры (п. 1.17) и к возможности дополнительного выведения на принтер графиков давления и температуры внутри камеры (п. 1.24).
Требование к классу фильтра (п. 1.23) также носит избыточный характер. Кроме того, заказчиком были установлены показатели, отличающиеся от показателей, предусмотренных ГОСТ 31598-2012 (п. 5.3.2).
Так, согласно ГОСТ Р 52539-2006 "Чистота воздуха в лечебных учреждениях. Общие требования" для зоны операционного стола устанавливаются требования к наличию финишного фильтра класса 14, для зоны, окружающей операционный стол - класса 13.
Таким образом, совокупности установленных в описании объекта закупки требований соответствует медицинское оборудование единственного производителя, а заказчиком фактически установлены требования к производителю товара.
ГБУЗ НСО "Новосибирская клиническая центральная районная больница" в возражениях на жалобу ООО "ФармСтандрат-Медтехника" сообщило следующее.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) необходимого к поставке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Заказчик полагает, что в документации об электронном аукционе отсутствуют требования, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Кроме того, в документации об электронном аукционе отсутствуют какие-либо требования к производителю товара.
Вместе с тем, требованиям описания объекта закупки соответствует два прибора:
1. Sterivap SPSL 669-2-ED (РУ N ФСЗ 2008/01740 от 20.07.2020) производства BMT Medical Technology s.r.o.
2. "СТЕРИВАП-ПРО" ГПД-453у (РУ N РЗН 2019/8909 от 17.09.2019) производства ООО "БМТ-МММ".
Довод подателя жалобы об аффилированности лиц (материнской и дочерней компаний) не имеет отношения ни к заказчику, ни к рассматриваемой закупке. Кроме того, в соответствии с разъяснениями Росздравнадзора (письмо N 04-Р-2654 от 25.02.2019) на медицинское изделие выдается регистрационное удостоверение, где указывается, в том числе, производитель медицинского изделия и места производства медицинского изделия; производители медицинских изделий, указанные в разных регистрационных удостоверениях, вне зависимости от их организационно-правовой формы и принадлежности к одному концерну являются отдельными производителями медицинских изделий, указанными в регистрационных удостоверениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки устанавливает максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Установление требований к значениям показателей с сопровождением слов "не более, не менее" полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе и позволяет участникам закупки варьировать значения таких показателей.
Кроме того, все указанные в описании закупки требования установлены на основании потребностей заказчика и обусловлены ограниченной площадью размещения оборудования, а также спецификой деятельности учреждения.
В частности, ГОСТ 31598-2012 "Стерилизаторы паровые большие. Общие технические требования и методы испытаний" устанавливает минимальные требования безопасности.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 17665-1-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Стерилизация медицинской продукции. Влажное тепло", ГОСТ ISO 11737-1-2012 "Межгосударственный стандарт. Стерилизация медицинских изделий. Микробиологические методы" стерильное медицинское изделие - это такое медицинское изделие, которое не содержит жизнеспособных микроорганизмов. Необходимо, чтобы микробиологическая контаминация медицинской продукции от всех источников была сведена до минимума всеми возможными мерами". Распространение новой коронавирусной инфекции вызвало у заказчиков (медицинских учреждений) потребность в ужесточении требований к безопасности.
На основании изложенного, заказчик полагает, что требования, установленные в документации об электронном аукционе, не противоречат действующему законодательству.
ГКУ НСО "УКСис" в возражениях на жалобу ООО "СКБ Научприбор" сообщило следующее.
В силу пп. 2. п. 7, п. 13 Порядка взаимодействия заказчиков Новосибирской области с уполномоченным учреждением в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Новосибирской области, утвержденным Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 596-п "О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы", описание объекта закупки относится к исключительным полномочиям заказчика и только он может обосновать потребность в определенных технических характеристиках закупаемых товаров.
Вместе с тем, описание объекта закупки в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе содержит необходимые показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. Отсутствие у подателя жалобы товара, соответствующего показателям, установленным в описании объекта закупки, не может рассматриваться как ограничение доступа подателя жалобы к участию в торгах и не является, по мнению уполномоченного учреждения, нарушением законодательства.
Согласно положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" круг потенциальных участников аукциона не ограничен, принцип обеспечения конкуренции реализован, так как в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить требуемый к поставке товар по разной цене в зависимости от условий их договорных отношений со своим контрагентом, в том числе производителем.
На основании изложенного, уполномоченное учреждение полагает, что включение в документацию об электронном аукционе конкретных технических требований к поставленному товару, соответствующему потребностям заказчика, с учетом специфики деятельности заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением действующего законодательства.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно описанию объекта закупки к поставке необходимо медицинское изделие - стерилизатор паровой.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Учитывая специфику работы заказчика, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что описание объекта закупки составлено исходя из потребностей заказчика и включает в себя значимые для ГБУЗ НСО "Новосибирская клиническая центральная районная больница" характеристики оборудования. Кроме того, в описании объекта закупки содержится обоснование установления дополнительных показателей.
Между тем, подателем жалобы и заказчиком была представлена информация о наличии на рынке оборудования двух производителей, отвечающего потребностям заказчика:
1. Sterivap SPSL 669-2-ED (РУ N ФСЗ 2008/01740 от 20.07.2020) производства BMT Medical Technology s.r.o.
2. "СТЕРИВАП-ПРО" ГПД-453у (РУ N РЗН 2019/8909 от 17.09.2019) производства ООО "БМТ-МММ".
Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что указанные медицинские изделия соответствуют требованиям, указанным в описании объекта закупки, выпускаются различными производителями на территории двух разных стран, а также зарегистрированы в порядке, установленном законодательством (согласно п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1416 от 27 декабря 2012, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие).
На основании изложенного, можно сделать вывод о наличии на рынке как минимум двух производителей товара, соответствующего описанию объекта закупки, что также было подтверждено ООО "ФармСтандрат-Медтехника".
Между тем, Комиссия Новосибирского УФАС России по контролю в сфере закупок не уполномочена на рассмотрение вопросов об аффелированности хозяйствующих субъектов.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ФармСтандрат-Медтехника" на заказчика - ГБУЗ НСО "Новосибирская клиническая центральная районная больница" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000621002025 на поставку стерилизаторов в рамках программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области на 2021-2025" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Д.В. Сухоплюев
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
А.Е. Алышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 12 мая 2021 г. N 054/06/33-912/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021