Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), созданная в соответствии с приказом Коми УФАС России от 22.10.2020 N 219 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", провела внеплановую проверку соблюдения государственным казенным учреждением Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (далее - ГКУ РК "ЦОО И ПТ") требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию компьютерного томографа Toshiba Aquilion CXL 64 для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер", извещение N 0307200030621000696 (далее - электронный аукцион, закупка),
при участии:
- <__>, представителя ГКУ РК "ЦОО И ПТ" по доверенности от 12.01.2021 N 3;
- <__.>, представителя ГУ "КРОД" по доверенности от 11.01.2021;
- <__..>, представителя ГУ "КРОД" по доверенности от 17.05.2021,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Коми УФАС России от ГКУ РК "ЦОО И ПТ" поступило обращение от 11.05.2021 N 09-02/165 (вх. N 2074 от 11.05.2021) об отмене закупки по определению исполнителя для оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию компьютерного томографа Toshiba Aquilion CXL 64 для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (извещение N 0307200030621000696), в связи с допущенной ГКУ РК "ЦОО И ПТ" ошибкой при указании в извещении о проведении электронного аукциона требований к участникам закупки, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
1. Согласно пункту 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
- заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с чем, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения ГКУ РК "ЦОО и ПТ" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении указанной выше закупки.
ГКУ РК "ЦОО и ПТ", ГУ "КРОД", АО "Сбербанк-АСТ" надлежащим образом о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки извещены.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ "КРОД".
Размещение закупки осуществлено ГКУ РК "ЦОО и ПТ", наделенным функциями уполномоченного учреждения по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 10.12.2013 N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми.
Объект закупки - "Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию компьютерного томографа Toshiba Aquilion CXL 64 для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 470 000,00 рублей.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) - 20.04.2021.
3. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99).
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Так, в пункте 8 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки, предметом которой является "Выполнение работ по техническому обслуживанию (монтаж и наладка; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; ремонт) медицинской техники, включенной в коды 26.60.11, 26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 32.50.12.000, 32.50.21.121, 32.50.21.122 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, если начальная (максимальная) цена контракта, на право заключить который проводится закупка, превышает 10 млн. рублей":
- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники либо контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по результатам проведения совместных конкурса или аукциона, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники.
При этом стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия контракта (договора), контрактов, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники при условии отсутствия по таким контрактам (договорам) не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора), контрактов. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
4. В ходе ознакомления с документацией об электронном аукционе по определению исполнителя для оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию компьютерного томографа Toshiba Aquilion CXL 64 для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер", извещением о проведении электронного аукциона Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.
В пункте 22 "Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации" раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе Заказчиком установлено следующее:
"В соответствии с требованиями, установленными п. 8 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99:
наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники либо контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по результатам проведения совместных конкурса или аукциона, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники.
При этом стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (т.е. не менее 3 694 000,00 руб.), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия контракта (договора), контрактов, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники при условии отсутствия по таким контрактам (договорам) не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора), контрактов. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке".
При этом, в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200030621000696 требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены следующим образом:
"В соответствии с требованиями, установленными п. 8 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники либо контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по результатам проведения совместных конкурса или аукциона, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники. При этом стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (т.е. не менее 3 694 000,00 руб.), на право заключить который проводится закупка.
3.1 Требования в соответствии с п. 8 приложения N 2 ПП РФ N 99
- Опыт работы в области проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов или в области экспертизы проектной документации не менее 7 лет, в том числе в отношении не менее 5 инвестиционных проектов стоимостью 1,5 млрд. рублей и более. - Наличие в штате по основному месту работы в экспертной организации не менее 10 экспертов, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и включенных в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, или работников, обладающих опытом работы в области проведения технологического и (или) ценового аудита не менее 5 лет".
Таким образом, принимая во внимание объект закупки - "Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию компьютерного томографа Toshiba Aquilion CXL 64 для нужд Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер", установление в извещении о проведении электронного аукциона дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с п. 8 приложения N 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, а именно подтверждения опыта работы в области проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов или в области экспертизы проектной документации не менее 7 лет, в том числе в отношении не менее 5 инвестиционных проектов стоимостью 1,5 млрд. рублей и более, Комиссия Коми УФАС России считает неправомерным, противоречащим пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0307200030621000696-3 от 30.04.2021 из четырех поданных заявок на участие в электронном аукционе три заявки признаны аукционной комиссией несоответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и документацией об электронном аукционе, по причине непредставления документов, предусмотренных частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным пунктом 3 части 2 и части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно о соответствии участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с пунктом 8 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России представителем ГКУ РК "ЦОО И ПТ" пояснено, что требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 8 приложения N 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 было указано уполномоченным учреждением в извещении о проведении электронного аукциона ошибочно.
Вследствие такого указания, направление оператором электронной площадки документов, предусмотренных частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, о соответствии участников дополнительным требованиям по пункту 8 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 стало невозможным, что в дальнейшем привело к признанию трех заявок на участие в электронном аукционе несоответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и документацией об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом характера установленного нарушения, стадии закупки, Комиссией Коми УФАС России принято решение о выдаче ГБУ РК "ЦОО и ПТ" предписания об устранении выявленного нарушения путем аннулирования закупки.
Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действие уполномоченного учреждения - ГКУ РК "ЦОО И ПТ" в виде установления в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200030621000696 дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 8 приложения N 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, не относящимся к предмету закупки, противоречащим пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Выдать уполномоченному учреждению - ГКУ РК "ЦОО И ПТ" предписание об устранении допущенного нарушения путем аннулирования закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_.._.>
Члены Комиссии <___>
<___>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17 мая 2021 г. N 04-07/3566
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021