Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргус-ЦС" (далее - ООО "Аргус-ЦС") от 06.05.2021 NА-2021-05/06-1 (вх. N 2344-э от 11.05.2021) на действия Единой комиссии заказчика - Министерства здравоохранения Республики Коми (далее - Минздрав РК) и уполномоченного органа - государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (далее - ГКУ РК "ЦООПТ") (далее - Единая комиссия) в части рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе ""Поставка системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой", извещение N0307200030621000622, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба),
при участии посредством видеоконференцсвязи:
- <_> - представителей Минздрава РК по доверенностям от 20.04.2021;
- <_> - представителя ГКУ РК "ЦООПТ" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "АРГУС-ЦС", Минздрав РК, ГКУ РК "ЦООПТ", общество с ограниченной ответственностью "РТС - Тендер" (далее - оператор, ООО "РТС - Тендер") о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
Минздравом РК в письме от 14.05.2021 N5805/01-21 (вх. от 14.05.2021 N2456-э) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в формате веб-видеоконференции.
Указанное ходатайство Коми УФАС России было удовлетворено, стороны были уведомлены о формате рассмотрения жалобы посредством электронной почты.
ООО "Аргус-ЦС" в письме от 14.05.2021 NА-2021-05/14-1 (вх. от 14.05.2021 N2453-э) просило рассмотреть жалобу без участия своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО "Аргус-ЦС", представителя ООО "РТС -Тендер" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
1.1. ООО "Аргус-ЦС" в своей жалобе указывает, что не согласно с принятым Единой комиссией решения о признании заявки ООО "Аргус-ЦС" не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, оформленном в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2021 N0307200030621000622-3.
По мнению ООО "Аргус-ЦС", документы, представленные в составе второй части заявки участника, удовлетворяют требованиям, предусмотренным пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Как указывает заявитель, так как предметом закупки является поставка медицинских изделий, для которых должно быть применимо Постановление N102, ООО "Аргус-ЦС" был предоставлен сертификат СТ-1, подтверждающий страну происхождения товара, и опираясь на нормы статей 66, 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заявка ООО "Аргус-ЦС" должна быть признана соответствующей установленным требованиям, а не отклонена. Отсутствие у участника декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре по Постановлению N878 не может отменять подтверждения сертификатом СТ-1 страны происхождения оборудования - Российская Федерация.
Минздравом РК в письме от 17.05.2021 N5937/01-21 (вх. от 17.05.2021 N2157), ГКУ РК "ЦООПТ" в письме от 17.05.2021 N09-02/15 (вх. от 17.05.2021 N2155) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы, заслушав представителей заказчика и уполномоченного органа, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явился Минздрав РК, уполномоченным органом - ГКУ РК "ЦООПТ".
Объект закупки - Поставка системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 65 000 000,00 руб.
Источником финансирования закупки явились субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, официальный сайт) - 08.04.2021.
Изменения в извещение о проведении электронного аукциона, документацию об аукционе были размещены в ЕИС 14.04.2021.
2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 2, пункту 6 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно частям 6-8 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона заказчиком при проведении электронного аукциона установлено ограничение: запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 31 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе указано следующее:
"1. Участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преимущества в отношении цены контракта в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н и подразделом 7 раздела I документации об электронном аукционе.
2. Установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в порядке, предусмотренном пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. N 102 и подразделом 7 раздела I документации об электронном аукционе.
3. Установлены ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 и подразделом 7 раздела I документации об электронном аукционе".
В пункте 30 Информационной карты установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе:
В соответствии с требованиями настоящей документации и Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные частью 12.5 подраздела 12 раздела I настоящей документации, в том числе:
- документы или копии документов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, принятым в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ: декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи.
- документы или копии документов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, принятым в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами;
- документы или копии документов, подтверждающих наименование производителя товара.
3. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2021 N0307200030621000622-3, участие в электронном аукционе приняло 6 участников, заявки 4 участников, в том числе заявка ООО "Аргус-ЦС", были признаны несоответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.
Коми УФАС России письмом от 12.05.2021 N04-02/3299 был направлен запрос оператору о предоставлении копий все заявок, поданных на участие в аукционе.
Комиссией Коми УФАС России в ходе анализа представленных заявок было установлено следующее.
ООО "Аргус ЦС" в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе были представлены в том числе на основании статьи 14 Закона о контрактной системе:
- сертификат о происхождении товара по форме СТ-1, подтверждающий производство товара на территории Российской Федерации; декларацию страны происхождения товара, предлагаемого к поставке участником закупки в соответствии с пп. 4 пункта 30 Информационной карты;
- а также документы, предусмотренные пп. 1, 2 пункта 30 Информационной карты.
В силу пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в то числе в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В пункте 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 3 Постановления N878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи ООО "Аргус-ЦС" не представлена, предлагаемое ООО "Аргус-ЦС" оборудование в данном реестре отсутствует.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В пунктах 30, 31 Информационной карты установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи в силу положений Постановления N878.
В связи с тем, что участником - ООО "Аргус-ЦС" данная декларация в составе второй части заявки не была представлена, то данная заявка с идентификационным номером 109674873 не соответствовала требованиям, установленным пунктами 30, 31 Информационной карты документации об электронном аукционе, и статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Единой комиссии в виде признания заявки ООО "Аргус-ЦС" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе - нарушений не выявлено.
4. В ходе проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Коми УФАС России рассмотрен довод ООО "Аргус-ЦС" о неправомерности одновременного применения заказчиком Постановлений N102 и N878 при проведении закупки в части установления запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
ООО "Аргус-ЦС" в своей жалобе указывает, что предметом закупки является поставка медицинских изделий, в отношении которых должно применяться Постановление N102.
Устанавливаемый национальный режим, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе, реализуется на основании Постановления N 102 и ряда других нормативных актов. Постановление N878, по мнению заявителя, устанавливает дополнительные, но не исключающие критерии для национального режима.
ООО "Аргус-ЦС" указывает, что при применении Постановления N102 и Постановления N878 возникает правовая неопределенность ввиду одновременного наличия кода ОКПД2 как в перечне, предусмотренном Постановлением N102 так и в перечне, предусмотренном Постановлением N878. Однако к продукции с кодом ОКПД2 26.60.11.113 необходимо применять ограничение, предусмотренное Постановлением N102, поскольку в перечне Постановления N 102, предусмотрен идентичный код ОКПД2 26.60.11.113, а в перечне постановления N 878 содержится более "укрупненный" код ОКПД2 26.
Минздрав РК в своем отзыве на жалобу (вх. от 17.05.2021 N2157) указывает, что заказчик был обязан при формировании документации об электронном аукционе применить ограничения и условия допуска товаров иностранного происхождения, установленные Постановление N102 и Постановлением N878, так как применяемый в закупке код ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические" включен как в перечень, утвержденный Постановлением N102, так и в перечень, утвержденный Постановлением N878.
В разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" представлено описание объекта закупки: "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая" и присвоен код позиции из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ): "26.60.11.113-00000089".
В карточке КТРУ указано, что данному коду позиции КТРУ соответствует код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N14-ст, 26.60.11.113: Аппараты рентгенографические.
Код ОКПД2 26.60.11.113 включен в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённый Постановлением N102: "рентгеновские аппараты передвижные палатные; рентгенодиагностические комплексы на 2 рабочих места; рентгенодиагностические комплексы на 3 рабочих места; рентгенодиагностические комплексы на базе телеуправляемого стола-штатива".
Постановление N878 утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей их иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Вышеуказанный перечень содержит код ОКПД2 26: "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года).
Следовательно, код ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические" также входит в указанный перечень Постановления N878, так данный код не указан в качестве исключения в Постановлении N878.
Действующее законодательство о контрактной системе не содержит условий и очередности применения Постановления N102 и Постановления N878 в одной закупке, следовательно, данные постановления должны применяться заказчиком одновременно и в полном объеме.
Дополнительно заказчиком указано, что в силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако, от участника закупки каких-либо запросов в части установления ограничений и условий допуска товаров иностранного происхождения, установленных в соответствии с Постановлениями N102 и N878, не поступало. Напротив, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "Аргус-ЦС" выразило согласие с условиями документации об электронном аукционе.
Таким образом, в действиях заказчика в части установления в пункте 31 Информационной карты ограничений и запретов допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных Постановлениями N102 и N878, нарушений не выявлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аргус-ЦС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 18 мая 2021 г. N 011/06/69-303/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021