Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС);
при участии представителей:
Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
в отсутствие представителей:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 382 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее Заказчик) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14797-ЭП/21 от 29.04.2021) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБОУ СОШ N 382 Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г Красное Село, ул. Красногородская, д. 17, корп. 3, литера А (устройство металлических конструкций, ремонт системы электроснабжения, замена системы водоснабжения и водоотведения, ремонт систем отопления, вентиляции и кондиционирования, видеонаблюдения, охранной сигнализации, контроля управления доступом, часофикации, автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией)" (извещение N 0172200005521000073) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 07.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005521000073.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 645 370,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на несогласие с действиями Заказчика, Уполномоченного органа, связанными с неправомерной установкой оценки заявок участников по критерию конкурса.
Представитель Уполномоченного органа в ходе заседания Комиссии УФАС пояснили, что не согласны с доводами жалобы и просил признать жалобу необоснованной, а также представил письменные возражения.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Уполномоченного органа, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий спорный показатель критерия:
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" устанавливаются следующие коэффициенты значимости показателей:
N показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" |
Коэффициент значимости показателя (КЗ) |
1 |
Общая стоимость исполненных контрактов |
0,5 |
2 |
Общее количество исполненных контрактов |
0,5 |
1. Порядок оценки показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Коэффициент значимости показателя: 0,5.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
При оценке заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" учитывается наличие контрактов (договоров) участника открытого конкурса в электронной форме, соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса в электронной форме. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов);
При оценке предложений участника закупки учитывается опыт выполнения работ в качестве генерального подрядчика в период с 01.06.2019 по 01.05.2020 года, каждый из которых заключен на сумму не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка (оцениваются только исполненные в полном объеме контракты (договоры)).
_
Исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), заключенный в период с 01.06.2019 по 01.05.2020 г., и обязательства по которому полностью исполнены участником закупки в период с 01.06.2019 по 01.05.2020 г., оплачены заказчиком, отсутствуют вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту (договору). В случае несоответствия сумм, указанных в исполненных контрактах/договорах и актах о приемке выполненных работ к таким контрактам/договорам, комиссия не будет учитывать такой контракт (договор) при оценке баллов по настоящему показателю критерия оценки.
_
В случае, если стоимость работ в представленных в заявке участника копиях контрактов (договоров), копиях актов приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам) (в т.ч. по форме КС-2) или иных документах (согласно тексту контракта (договора), подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту (договору)), будет менее 25% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится открытый конкурс в электронной форме, и (или) дата заключения и исполнения контракта (договора) будет не соответствовать установленному периоду (в период с 01.06.2019 по 01.05.2020 г.), и (или) выполненные работы по прилагаемым контрактам (договорам) будут не соответствовать иным требованиям, указанным в конкурсной документации, установленным к работам сопоставимого характера и объема, то для оценки заявки по данному показателю работы по ним учитываться не будут.
_
2. Порядок оценки показателя "Общее количество исполненных контрактов".
Коэффициент значимости показателя: 0,5.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
При оценке заявок по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" учитывается наличие контрактов (договоров) участника открытого конкурса в электронной форме, соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса в электронной форме. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов);
При оценке предложений участника закупки учитывается опыт выполнения работ в качестве генерального подрядчика в период с 01.06.2019 по 01.05.2020 года, каждый из которых заключен на сумму не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка (оцениваются только исполненные в полном объеме контракты (договоры)).
_
Исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), заключенный в период с 01.06.2019 по 01.05.2020 г., и обязательства по которому полностью исполнены участником закупки в период с 01.06.2019 по 01.05.2020 г., оплачены заказчиком, отсутствуют вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные не в пользу участника закупки, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту (договору). В случае несоответствия сумм, указанных в исполненных контрактах/договорах и актах о приемке выполненных работ к таким контрактам/договорам, комиссия не будет учитывать такой контракт (договор) при оценке баллов по настоящему показателю критерия оценки.
_
В случае, если стоимость работ в представленных в заявке участника копиях контрактов (договоров), копиях актов приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам) (в т.ч. по форме КС-2) или иных документах (согласно тексту контракта (договора), подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту (договору)), будет менее 25% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится открытый конкурс в электронной форме, и (или) дата заключения и исполнения контракта (договора) будет не соответствовать установленному периоду (в период с 01.06.2019 по 01.05.2020 г.), и (или) выполненные работы по прилагаемым контрактам (договорам) будут не соответствовать иным требованиям, указанным в конкурсной документации, установленным к работам сопоставимого характера и объема, то для оценки заявки по данному показателю работы по ним учитываться не будут.
Заявитель указывает, что участники закупки в данном случае поставлены в неравные условия, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе в части создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В ходе заседания Комиссии УФАС представители Заказчика должным образом не смогли возразить касательно отсутствия в данном порядке механизма определения лучших условий исполненные государственного контракта, на право заключения которого проводится данная закупка.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания всех доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 32, 33, 54.3, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 мая 2021 г. N 44-2130/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021