Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N 4" (далее - Заказчик):
ООО "БИС" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14857-ЭП/21 от 29.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту здания литер Д СПб ГБСУСО "ДДИ N4" по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Елизаветинская, д. 9-15 (извещение номер 0372200123421000018) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 09.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200123421000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 997 635,94 рублей.
В жалобе ООО "БИС" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как установлено п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу ч. 4 ст. 54.4. Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Из содержания раздела 20 "Инструкция по заполнению заявки" конкурсной документации следует, что первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать, в том числе:
"1) согласие участника конкурса дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки
2) предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) в отношении товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N2 к Техническому заданию, и указание на товарный знак (при наличии)".
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п. 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным п. 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей (п. 26 Правил).
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В оспариваемой части конкурсной документации предусмотрен следующий порядок оценки:
"16.10. Оценка по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Оценка заявок на участие в конкурсе не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона.
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", в соответствии с пунктом 10 Правил*(1) устанавливаются следующие показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров по нестоимостным критериям оценки: качество товаров (качество работ, качество услуг).
Значимость показателя - 100%; Коэффициент значимости показателя - 1.
Сумма величин значимости показателей критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" составляет сто процентов.
Определение количества баллов по заявке будет определяться по каждому показателю в отдельности, при этом общее количество баллов, присуждаемых этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" рассчитывается как сумма баллов по каждому показателю критерия оценки заявки, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя. Рейтинг по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по заявке рассчитывается путем умножения общего количества баллов по показателю, присуждаемых этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" на соответствующую указанному критерию значимость.
16.11. Настоящий раздел конкурсной документации определяет порядок оценки комиссией по осуществлению закупок заявок участников по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки. Для выявления лучших условий исполнения контракта, участник конкурса самостоятельно составляет свое предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки исходя из своих технологических возможностей, применительно к объекту закупки, описание которого содержится в Техническом задании. Предложение участника конкурса не должно противоречить конкурсной документации. В целях выявления лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников, которые не были отклонены, порядок оценки содержит зависимость (формула расчета количества баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями:
- лучшим условием исполнения контракта является наименьшее значение количество баллов, определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi) <1>,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кmin - минимальное предложение из предложений по качественной характеристики, сделанных участниками закупки;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
- лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение количество баллов, определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax) <2>,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки.
Предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки представляет собой описание организации строительно-монтажных работ выполнение которых предполагается на объекте Заказчика, используемой системы контроля качества в рамках выполняемых работ и безопасности производимых таких работ. Конкурсная документация содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, установленным заказчиком требованиям. Для этого, в описании объекта закупки заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Описание объекта закупки содержится в Техническом задании. В соответствующем разделе заказчиком, исходя из собственных нужд, самостоятельно определены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также определены требования к гарантии качества работы и объему предоставления гарантий ее качества, использовав для этого показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации и связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. Используемые при составлении описания объекта закупки ссылки на технические регламенты, документы, связанные с определением соответствия используемых товаров потребностям заказчика приведены в документации о закупке. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии связана с потребностью заказчика. При составлении предложения о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки участнику конкурса необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекту закупки, изложенными в документации о закупке, а также инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в разделе 20 конкурсной документации.
Порядок оценки заявок содержит исчерпывающий перечень сведений и требований к их содержанию, подлежащих оценке и соответственно подлежащих предоставлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателю. Для получения соответствующего количества баллов по показателю участник обязан руководствоваться требованиями, установленными порядком оценки и инструкцией по заполнению заявки. Оценка предложений участников конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки осуществляется комиссией в сроки, предусмотренные настоящей конкурсной документацией на основании сведений, содержащихся в заявке участника закупки по совокупности представленных значений характеристик*(2). Порядок оценки содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям. Количество присваиваемых баллов по значению характеристик устанавливается в зависимости от содержащихся в предложении участника закупки о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта сведений согласно <1>, <2>. Лучшим условием исполнения контракта является наибольшее количество баллов, присваиваемых членами комиссии, по заявке участника*(3).
К задачам организации строительно-монтажных работ относится соблюдение сроков выполнения работ, предусмотренных условиями контракта, недопущение простоев техники и рабочей силы, с целью обеспечения непрерывности производственных процессов на объекте Заказчика, своевременное материально-техническое обеспечение объекта и строительных бригад*(4), звеньев*(5), минимизация транспортных расходов при доставке строительных материалов и конструкций на склады и в зону монтажа, минимизация затрат на создание временной инфраструктуры строительной площадки (временное энерго- и водоснабжение) путем рациональной организации строительной площадки, создание оптимального запаса строительных материалов и конструкций, обеспечение качественных санитарно-бытовых условий для работающих и безопасных условий труда на строительной площадке с соблюдением требований охраны труда и экологии производства. Под организацией строительно-монтажных работ для целей оценки и сопоставления заявок участников понимаются мероприятия по подготовке*(6) к процессу строительства строительного производства на объекте, установление и обеспечение выполнения последовательности работ*(7), снабжение объекта необходимыми для выполнения работ ресурсами*(8), обеспечение соблюдения правил техники безопасности на объекте*(9), обеспечение соответствия качества выполняемых работ к установленным настоящей документацией требованиям*(10). Действия участника закупки, выполняемые в процессе строительно-монтажных работ, их результаты должны обеспечивать соответствие требованиям технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.
При составлении предложения о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки в мероприятия по обеспечению соответствия качества выполняемых работ к установленным настоящей документации требованиям участник включает описание производственного контроля подрядчика, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям технических регламентов. Производственный контроль проводится участником в соответствии с осуществляемой им деятельностью, по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Входной контроль: контроль применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования в необходимом объеме согласно действующей нормативной документации и положениями настоящей документации, включая ведение журнала входного контроля. При входном контроле применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования проверяют соответствие показателей качества покупаемых (получаемых) материалов, изделий и оборудования требованиям нормативной документации*(11), указанных в техническом задании.
Операционный контроль: контроль в ходе выполнения строительно-монтажных работ в полном объеме согласно действующей нормативной документации, в том числе контроль соблюдения требований охраны труда и включая записи в соответствующем разделе общего журнала работ.
Приемочный контроль: контроль качества готовой строительной продукции (результатов строительно-монтажных работ) в полном объеме согласно действующей нормативной документации по завершении строительно-монтажных работ.
В предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки по организации строительно-монтажных работ участником включаются сведения о конкретных показателях товаров, используемых для выполнения работ*(12). Наименование и показатели товара, предоставляемые участником в своем предложении для оценки, установлены в приложении N2 к Техническому заданию и указываются с учетом инструкции в п. 20.2.2 настоящей документации о закупке. В описании товаров указаны максимальные*(13) и (или) минимальные*(14) значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. Производственный контроль (включая лабораторный контроль), осуществляемый участником, должен выполняться в соответствии с действующими нормативными документами, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку, по аттестованным методикам (методам) измерений и осуществляется с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения требованиям технических регламентов. В рамках организации строительно-монтажных работ участник определяет своими организационно-распорядительными документами (приказами) персонально ответственных за строительство должностных лиц*(15) - руководителя строительства, являющегося специалистом по организации строительства, ответственного производителя работ, ответственного по вопросам охраны труда и техники безопасности (в том числе ответственного лица за соблюдение требований электробезопасности) на объекте, представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (специалиста по организации строительства), ответственного за пожарную безопасность. Должность указывается участником в соответствии с перечнем должностей, утвержденных штатным расписанием, а также фактически имеющимся в штате, в том числе на договорной основе. Допускается указание несколько лиц, на которые будут возложены соответствующие обязанности.
Для обеспечения запланированного уровня качества выполнения строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям технического задания, должна применяться система контроля качества. К описанию организации строительно-монтажных работ, участник конкурса прикладывает используемую систему контроля качества и безопасности производимых работ, отражающую:
мероприятия производственного контроля строительно-монтажных работ;
организационную структуру системы контроля качества с распределением ответственности и полномочий;
контроль квалификации инженерно-технических работников;
наличие нормативной документации (ГОСТ, СНиП, регламенты).
Максимальное количество баллов, присваиваемое по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" составляет сто баллов. Для получения соответствующего количества баллов, участник при составлении предложения о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки включает все предусмотренные порядком оценки сведения. Общее количество баллов нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", присваиваемых заявке, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по совокупности характеристик. В случае отсутствия в составе заявки предложения участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, либо отсутствия в нем предусмотренных настоящим порядком оценки сведений и (или) документов, участнику конкурса, подавшему такую заявку, присваивается ноль баллов. При этом отсутствие предложения участника не является основанием для отклонения заявки такого участника. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса в соответствии с действующим законодательством".
В оспариваемой части конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки является предметом нестоимостной оценки заявки, полученной от участника закупки, при этом согласно положениям конкурсной документации:
"В предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки по организации строительно-монтажных работ участником включаются сведения о конкретных показателях товаров, используемых для выполнения работ. Наименование и показатели товара, предоставляемые участником в своем предложении для оценки, установлены в приложении N 2 к техническому заданию и указываются с учетом инструкции в п. 20.2.2 настоящей документации о закупке. В описании товаров указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к показателям товаров" к Техническому заданию конкурсной документации.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках нестоимостных критерия оценки Заказчиком использован, в том числе, следующий показатель и его оценка:
"20.2.2. Наименование и конкретные показатели используемого товара предоставляются в соответствии с требованиями к товарам, установленными в приложении N 2 к техническому заданию с учетом инструкции по заполнению, указанной в данном пункте раздела 20 конкурсной документации. При предоставлении сведений указываются конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в приложении N 2 к техническому заданию и указание на товарный знак (при наличии).
Порядок представления сведений о конкретных значениях показателей используемого (поставляемого) товара, при выполнении закупаемых работ в составе заявки на участие в закупке.
Заказчиком в отношении ряда характеристик объекта закупки, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе:
1) требования к показателям (характеристикам) товаров, для которых установлены максимальные и/или минимальные значения показателей (характеристик) товаров;
2) требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться;
3) требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров_".
Приложением N 2 к Техническому заданию конкурсной документации является "Требования к значениям показателей (характеристик) товара", которым предусмотрены характеристики таких товаров, как, например, "Грунтовка", "Краска", "Труба", "Угольник" и др.
В рассматриваемой части порядок оценки предполагает предоставление сведений о конкретных показателях товаров, использующихся при выполнении работ по текущему ремонту, с учетом требований инструкции о предоставлении сведений о конкретных показателях таких товаров.
В рамках установленных требований участниками могут быть представлены формально равнозначные товары, удовлетворяющие потребностям Заказчика или товары, не соответствующие таким требованиям в рамках допустимых Приложением N 2 "Требования к показателям товаров" к Техническому заданию конкурсной документации.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ст. 703 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение работ по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид-колясочник, с учетом потребностей и обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника.
На основании ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со ст. 704 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
В силу ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (п. 1 ст. 510 ГК РФ).
Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (п. 1 ст. 513 ГК РФ).
Пунктом 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия, в том числе, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Учитывая изложенное, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)".
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Анализ Приложения N 2 "Требования к показателям товаров" к Техническому заданию конкурсной документации показал, что в нем содержатся требования к таким строительным материалам, как "Грунтовка", "Краска", "Труба", "Угольник" и др.
Вышеуказанные товары являются строительными материалами, использующимися в процессе выполнения работ и не являются поставляемыми товарами в смысле вышеизложенных положений законодательства.
Таким образом из установленного порядка оценки следует, что помимо предложения участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (качестве работ), участникам надлежит представить сведения о конкретных показателях используемых при выполнении работ товарах, из чего невозможно определить лучшее условия исполнения контракта, так как фактически Заказчиком в данной части будут оцениваться не функциональные, потребительские и другие свойства товаров, а правильность соблюдения порядка их заполнения в соответствии с установленной инструкцией, что противоречит положениям ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и п. 3 Правил.
Исходя из изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе. Данный довод жалобы является обоснованным.
3. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БИС" обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
*(2) Указанные участником в предложении о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки сведения о качественных характеристиках, в отношении которых установлен порядок оценки и сопоставления заявок участников согласно <1>; <2> (далее - совокупность характеристик).
*(3) Пункт 23 Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N1085.
*(4) Бригады рабочих могут быть двух видов - специализированные и комплексные. Специализированные бригады состоят из рабочих одной профессии, выполняющих один вид работ. Комплексные бригады объединяют рабочих различных профессий, необходимых для выполнения определенного комплекса работ, части или целого сооружения. Комплексная бригада - наиболее прогрессивная форма организации труда. Здесь все звенья рабочих одинаково заинтересованы в своевременном и доброкачественном выполнении полученного задания, так как оплата труда членов комплексных бригад производится не за отдельные элементы работы, а за конечную продукцию.
*(5) Звено - это группа из нескольких рабочих одной специальности, но разной квалификации, число которых должно соответствовать виду и характеру выполняемых работ. Важнейшими принципами звеньевой организации труда строительных рабочих являются: расчленение процессов и разделение труда между отдельными рабочими-исполнителями.
*(6) Система связанных между собой мероприятий (процессов) (организационных, технических, технологических, хозяйственных) направленных на создание оптимальных условий для своевременного развертывания строительства и осуществления строительно-монтажных работ, обеспечивающих своевременную сдачу их заказчику с обеспечением требуемых показателей качества.
*(7) Планирование производства работ на объекте (календарное планирование), под которым, в том числе понимается определение выбора методов производства работ, определение нормозатрат труда и времени работы строительных машин, определение последовательности и продолжительности выполнения работ, составление календарных планов производства строительно-монтажных работ, составление ведомостей потребности и графиков комплектной поставки строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования, составление графиков потребности в строительных машинах, средствах малой механизации строительного процесса, технологической оснастки. При таком планировании учитываются нормы продолжительности строительства (выполнения строительно-монтажных работ) с учетом применимой технологии выполнения строительства (таких работ).
*(8) Включая материалы (конструкции, расходные материалы и т.п.) необходимые для выполнения работ, кадровые ресурсы.
*(9) Мероприятия направленные на 1) по повышению пожарной безопасности 2) по повышению безопасности объекта; 3) по повышению безопасности при складировании и погрузо-разгрузочных работах строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования; 4) по повышению безопасности при эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, оснастки, приспособлений и инструмента; 5) по улучшению защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - все мероприятия по повышению безопасности)
*(10) Для обеспечения соответствия качества выполняемых работ к установленным требованиям (Техническое задани), предусматривается производственный контроль подрядчика (входной, операционный, приемочный).
*(11) Включается вид контроля, методы контроля.
*(12) Оценивается (баллы присваиваются) каждый товар.
*(13) Лучшим условием исполнения контракта является наименьшее значение качественной характеристики, указанной в предложении участника, определяется согласно <1>. В случае предложения участником закупки значения качественной характеристики равной нулю, с целью возможности применения формулы, такое значение будет принято равное одной десятитысячной. Полученное значение рейтинга по предложению округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. В случае предложения участником закупки отрицательного значения качественной характеристики оценка такого показателя будет производится по формуле для оценки по <2>.
*(14) Лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение качественной характеристики, указанной в предложении участника, определяется согласно <2>.
*(15) Определяются сроки назначения ответственных за строительство должностных лиц (в днях). Лучшим условием исполнения контракта является наименьшее значение качественной характеристики согласно <1>. Прикладываются проекты приказов о назначении ответственных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 мая 2021 г. N 44-2145/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021