Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО поселок Шушары (далее - Заказчик):
ООО "ПитерСпортСтрой" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 14813-ЭП/21 от 29.04.2021) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории Муниципального образования поселок Шушары (ул. Школьная, д. 6, 8) и поставку товара при выполнении таких работ (извещение номер 0172300005421000026) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300005421000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 22 244 000,00 рублей.
В жалобе ООО "ПитерСпортСтрой" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в конкурсе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу ч.ч. 2-3 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную ч. 4 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 3 настоящей статьи.
Участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 4 ст. 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным п. 3 ч. 4 ст. 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
Отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 3 настоящей статьи, не допускается (ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе).
Как установлено ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок (размещен в ЕИС 26.04.2021 в 17 часов 11 минут) содержит следующую информацию в отношении заявки Заявителя:
"Несоответствие предложения участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 44-ФЗ и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации, Приложение N 3 к конкурсной документации. В отношении товара Информационный стенд тип 2 в отношении параметра "Материал изготовления опоры информационного стенда" установлено требование "Металлическая труба. ГОСТ 3262; ГОСТ 8645", в отношении параметра "Материал заглушек в местах обрезки профиля опор информационного стенда" установлено "пластиковые; резиновые". В заявке участника указано "Материал изготовления опоры информационного стенда" - "металлическая труба. ГОСТ 3262", "Материал заглушек в местах обрезки профиля опор информационного стенда" -"пластиковые", что не соответствует требованиям конкурсной документации, т.к. участник закупки указал опоры информационного стенда из круглых труб по ГОСТу 3262, при этом параметр "Материал заглушек в местах обрезки профиля опор информационного стенда" применим в отношении профильных прямоугольных труб по ГОСТу 8645. Согласно инструкции если параметры и значения параметров, установленные в требованиях документации, не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, модели, марки или конструктивного исполнения товара, а так же если в соответствии с требованиями НТД, параметры и заключения параметров товаров не установлены или не нормируются для указанного участником закупки типа, вида, класса, сорта, марки или конструктивного исполнения товара, участнику следует указать конкретное значение параметра в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого параметра и его значения, а именно: "не применяется" или поставить прочерк и является приоритетным по отношению к остальным положениям инструкции. Т.е. участник закупки должен был указать в своей заявке в отношении параметра "Материал заглушек в местах обрезки профиля опор информационного стенда "-".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно требованиям конкурсной документации первая часть заявки должна содержать следующие документы:
"19.8. Первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Форма "Сведения о товарах". Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товарах, поставляемые Подрядчиком при выполнении закупаемых работ" к конкурсной документации.
Данным разделом документации предусмотрены, в том числе, следующие требования:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единица измерени |
3 |
Информационный стенд тип 2 |
Материал изготовления опоры информационного стенда |
|
|
Размер наружный А трубы металлической |
не менее 60 |
мм |
||
Наружный диаметр опоры информационного стенда |
от 40 |
мм |
||
Размер наружный В трубы металлической |
не более 50 |
мм |
||
Материал заглушек в местах обрезки профиля опор информационного стенда |
пластиковые; резиновые |
|
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами конкурсной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 3 "Форма "Сведения о товарах". Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товарах, поставляемые Подрядчиком при выполнении закупаемых работ" к конкурсной документации (пункт "Инструкция по заполнению формы "Сведения о товарах").
Названной инструкцией предусмотрены, в том числе, следующие указания:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз".
Все предлагаемые товары должны соответствовать установленным нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д. в их действующих редакциях, в том числе их обязательным, рекомендуемым и справочным приложениям, а также ссылочным нормативно-техническим документам в части требуемых параметров. Перечисление ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д. осуществляется заказчиком с указанием соответствующих пунктов наименований товаров.
Если параметры и значения параметров, установленные в требованиях документации, не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, модели, марки или конструктивного исполнения товара, а так же если в соответствии с требованиями НТД, параметры и значения параметров товаров не установлены или не нормируются для указанного участником закупки типа, вида, класса, сорта, марки или конструктивного исполнения товара, участнику следует указать конкретное значение параметра в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого параметра и его значения, а именно: "не применяется" или поставить прочерк и является приоритетным по отношению к остальным положениям инструкции
В случае наличия в заявке значений параметров, которые не нормируются или не применяются, или не используются или не определяются для предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик, конструкции, в том числе типа, сорта, вида, класса, модели, марки или конструктивного исполнения такие значения и сведения являются предоставлением недостоверной информации".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложен товар с указанием характеристик:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) |
Параметр |
Значение |
Единица измерени |
3 |
Информационный стенд тип 2 |
Материал изготовления опоры информационного стенда |
металлическая труба. ГОСТ 3262. |
|
Размер наружный А трубы металлической |
- |
мм |
||
Наружный диаметр опоры информационного стенда |
48 |
мм |
||
Размер наружный В трубы металлической |
- |
мм |
||
Материал заглушек в местах обрезки профиля опор информационного стенда |
пластиковые |
|
Предоставляя сведения о характеристиках предлагаемого товара, участнику закупки надлежало учитывать необходимость соответствия материала изготовления его опоры либо ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" либо ГОСТ 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные. Сортамент".
Заявителем предложен к поставке товар, материал изготовления опоры которого соответствует ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", т.е. имеет круглое сечение. Необходимо отметить, что участником закупки верно воспринимаются положения инструкции по заполнению первой части заявки, т.к. сведения о значениях показателей "Размер наружный А трубы металлической" и "Размер наружный В трубы металлической" не характерны для предложенного материала опоры, поскольку он имеет круглое сечение.
Как предусмотрено п. 5 ГОСТ 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные. Сортамент" технические требования должны соответствовать ГОСТ 13663-86 "Трубы стальные профильные. Технические требования".
ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" в свою очередь не содержит отсылок к документам технического регулирования, позволяющих отнести их к профильным трубам.
Таким образом, трубы изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные. Сортамент" надлежит отнести к профильным трубам.
Учитывая изложенное, согласно требованиям Заказчика, указание значения показателя "Материал заглушек в местах обрезки профиля опор информационного стенда" было необходимым только в случае предложения к поставке товара, опора которого изготовлена из профильных труб.
Вместе с тем, частником закупки выборочно применяются положения инструкции, а представленные сведения не соответствуют требованиям конкурсной документации.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в конкурсе в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 54.5, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПитерСпортСтрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 мая 2021 г. N 44-2146/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021