Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; ООО "Лель-ЭКО" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14775-ЭП/21 от 29.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки расположенной по адресу: Санкт-Петербург, территория от Вокзального шоссе, нечетная сторона (вдоль лицевых фасадов от участка 57 до участка 45) в сторону Санаторного переулка (извещение N 0172200004621000087) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 26.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004621000087. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 681 488, 35 рублей.
ООО "Лель-ЭКО" указало в жалобе на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.04.2021 N 0172200004621000087-1 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Участник закупки не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании п.2.ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ в ввиду несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст.66 Закона 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе, а именно:
"П.1 Заявки (Щит информационный тип 1. Россия).Участник указал: "Номинальная длина большей стороны поперечного сечения материала изготовления опор: 30 мм", "Номинальная длина меньшей стороны поперечного сечения материала изготовления опор: 20 мм", "Номинальная толщина стенки материала изготовления опор в опорной части с количеством опор равным двум: 2 мм", "Номинальный радиус закругления (наружный) поперечного сечения материала изготовления опор: 4 мм", "Площадь поперечного сечения материала изготовления опор в опорной части при номинальных геометрических размерах сечения: 1,77 см2", "Соответствие материала изготовления опор в опорной части соответствует ГОСТ 8645-68".Участником указаны номинальный радиус наружного закругления материала изготовления опор в две толщины стенки (4 мм) для материала изготовления опор с номинальной толщиной стенки 2 мм, однако площадь поперечного сечения материала изготовления опор при номинальных геометрических размерах сечения - указаны участником для радиуса наружного закругления в полторы толщины стенки (в соответствии с примечанием N2 к таблице размеров ГОСТ 8639-82), что противоречит положениям ГОСТ 8639-82, а так же элементарным расчетам. Таким образом, Участник представил недостоверную информацию, чем нарушил требования п.1.ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ.П.1 Заявки (Щит информационный тип 1. Россия).Участник указал "Назначение крепление прозрачного поля отсутствует", при этом требования документации были "Назначение крепление прозрачного поля Должно быть предназначено для крепления прозрачного поля к основному полю". В соответствии с положениями документации: "Во всех иных случаях, не указанных в настоящей Инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки обязан указать сведения точно в соответствии с настоящей инструкцией за исключением слов "должен", "должна", "должно", "должны", при этом если данное значение показателя аналога или эквивалента товара, установленное в требованиях документации, не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки товара, участнику закупки следует дополнить конкретное значение формулировкой, определяющей отсутствие неприменяемого показателя (характеристики/параметра) и его значения, а именно: "не применяется" или "не используется" или "отсутствует", либо иным способом, однозначно указывающим на неприменимость данного значения показателя для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки товара. При указании значений показателей, представляемых участником закупки, не допускается использование слов, не позволяющих однозначно определить конкретное значение таких показателей (а именно: "должен", "должна", "должно", "должны").". Таким образом Участник изменив значения показателя, вместо того чтобы его дополнить, представил информацию не соответствующую требованиям документации, чем нарушил требования п.2.ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены в Приложении N 3 Технического задания документации об аукционе "Требования к товарам и показатели эквивалентности товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ".
В отношении товарной позиции N 1 "Щит информационный тип 1. ОКПД2 32.99.53.190. В соответствии с локальным сметным расчетом пункт N32.1" Заказчиком установлено требование в отношении свойств товара:
"Номинальная длина большей стороны поперечного сечения материала изготовления опор: должно быть 100 (ста целых) мм; Номинальная длина меньшей стороны поперечного сечения материала изготовления опор: должно быть
20 (двадцати целых) мм; Номинальная толщина стенки материала изготовления опор в опорной части с количеством опор равным двум:3,5 мм или 2,5 мм или 2 мм; Номинальный радиус закругления (наружный) поперечного сечения материала изготовления опор: 7 мм или 4 мм или 8 мм; Площадь поперечного сечения материала изготовления опор в опорной части при номинальных геометрических размерах сечения: не должно быть равно 1,37 (одной целой тридцати семи сотых) см
и должно не быть менее 1,37 (одной целой тридцати семи сотых) см
; Соответствие материала изготовления опор в опорной части Должен соответствовать ГОСТ 8645-68".
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Из содержания первой части заявки Заявителя следует, в ее составе представлены следующие сведения:
"Номинальная длина большей стороны поперечного сечения материала изготовления опор: 30 мм", "Номинальная длина меньшей стороны поперечного сечения материала изготовления опор: 20 мм", "Номинальная толщина стенки материала изготовления опор в опорной части с количеством опор равным двум: 2 мм", "Номинальный радиус закругления (наружный) поперечного сечения материала изготовления опор: 4 мм", "Площадь поперечного сечения материала изготовления опор в опорной части при номинальных геометрических размерах сечения: 1,77 см2", "Соответствие материала изготовления опор в опорной части соответствует ГОСТ 8645-68".
В соответствии с положениями п. 2 ГОСТ 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные сортамент" форма и размеры труб должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
В силу п. 3 ГОСТ 8645-68 длина труб и предельные отклонения по размерам должны соответствовать ГОСТ 8639.
Вместе с тем, участником указаны номинальный радиус наружного закругления материала изготовления опор в две толщины стенки (4 мм) для материала изготовления опор с номинальной толщиной стенки 2 мм, однако площадь поперечного сечения материала изготовления опор при номинальных геометрических размерах сечения - указаны участником для радиуса наружного закругления в полторы толщины стенки (в соответствии с примечанием N2 к таблице размеров ГОСТ 8639-82), что противоречит положениям ГОСТ 8639-82
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе, исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В отношении товарной позиции N 1 "Щит информационный тип 1. ОКПД2 32.99.53.190. В соответствии с локальным сметным расчетом пункт N32.1" Заказчиком установлено требование в отношении свойств товара:
"Номинальная длина большей стороны поперечного сечения материала изготовления опор: должно быть 100 (ста целых) мм; Номинальная длина меньшей стороны поперечного сечения материала изготовления опор: должно быть
20 (двадцати целых) мм; Номинальная толщина стенки материала изготовления опор в опорной части с количеством опор равным двум:3,5 мм или 2,5 мм или 2 мм; Номинальный радиус закругления (наружный) поперечного сечения материала изготовления опор: 7 мм или 4 мм или 8 мм; Площадь поперечного сечения материала изготовления опор в опорной части при номинальных геометрических размерах сечения: не должно быть равно 1,37 (одной целой тридцати семи сотых) см
и должно не быть менее 1,37 (одной целой тридцати семи сотых) см
; Соответствие материала изготовления опор в опорной части Должен соответствовать ГОСТ 8645-68".
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, участнику закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причинам несоответствия предложенного товара положениям государственного стандарта и неверным расчётам.
Вместе с тем, инструкция по заполнению первой части заявки и положения аукционной документации не предусматривают требований о необходимости произведения расчётов в пределах установленных Заказчиком показателей.
В частности, в документации отсутствует какая-либо формула, согласно которой необходимо произвести указанный в протоколе рассмотрения первых частей заявок расчёт.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лель-ЭКО" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 мая 2021 г. N 44-2151/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021