Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):, ГБОУ СОШ N 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; АО ЛОСНРиПСТ "Трест "Леноблреставрация" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15047-ЭП/21 от 30.04.2021) на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия "Царскосельское училище девиц духовного звания (со службами)":ремонт и реставрация здания ГБОУ школа N606 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресам: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московская улица, дом 2/13, лит. А; дом 4, лит. А. в 2021 году (извещение N 0172200002521000026) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 10.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 65 000 000, 00 рублей.
В жалобе АО ЛОСНРиПСТ "Трест "Леноблреставрация" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации (отстранении от участия в конкурсе) по результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявок.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что по результатам определения поставщика Заказчиком 11.05.2021 заключен государственный контракт с реестровой записью N 2782002070521000009.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частями 1 и 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе установлено, что под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Частью 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных п.п. 1 - 3, 7 ч. 6 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1, ч.ч. 4 и 6 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных п. 5 ч. 6 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.ч. 7-8 ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме направляется заказчиком оператору электронной площадки. В течение одного часа с момента получения протокола, указанного в ч. 7 настоящей статьи, оператор электронной площадки размещает в единой информационной системе и на электронной площадке протоколы, указанные в ч. 6 ст. 54.5 настоящего Федерального закона и ч. 7 настоящей статьи.
Согласно ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (размещен в ЕИС 29.04.2021 в 12 часов 47 минут) содержит следующую информацию в отношении заявки Заявителя:
"Признать несоответствующей требованиям ФЗ N 44, документации о закупке.
Основание для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки: пункт 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Представленная участником закупки АО "Трест "Леноблреставрация" банковская гарантия от 1625.03.2021 N 9745/06-БЭГ/21 (с изменениями от 15.04.2021) не соответствует требованиям статьи 45 ФЗ N 44, пункта 17.2 раздела 17 "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, условия банковской гарантии" документации о закупке, а именно: в представленной банковской гарантии указано, что Бенефициаром является: "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга имени героя Российской Федерации К.Ю. Сомова", что не соответствует установленным требованиям в документации о закупке, где согласно пункту 17.2 раздела 17 документации о закупке Бенефициаром является Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга:
"В случае предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник электронного аукциона предоставляет банковскую гарантию на сумму, указанную в пункте 17.2 настоящего раздела настоящей документации об электронном аукционе. Бенефициаром по такой банковской гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга_", что является основанием для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на основании пункта 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Основания отклонения: пункты 1, 3 части 4 статьи 54.7 ФЗ N 44, часть 8 статьи 56,1 ФЗ N 44.
Участником в составе заявки представлена копия действующей лицензии от 18.07.2013 N МКРФ 00962. В соответствии с требованиями подпункта 19.9.3.1 пункта 19.9.3 раздела 19 документации о закупке участник документом, подтверждающим соответствие участника конкурса требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, является выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривающая право на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданная по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
По результатам проверки заявки установлено:
- участником в составе заявки не представлена выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с требованиями подпункта 19.9.3.1 пункта 19.9.3 раздела 19 "Требования к содержанию, составу заявки" документации о закупке, части 3 статьи 54.4 ФЗ N 44, что является основанием для признания заявки несоответствующей согласно пункту 1 части 4 статьи 54.7 ФЗ N 44;
- непредставление выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в нарушение требований, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44, что является основанием для принятия решения о несоответствии участника закупки на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7 ФЗ N 44.".
В силу ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Частями 1-3 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ч. 15 ст. 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и 3 ст. 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исчерпывающий перечень сведений относительно предоставления обеспечения заявки указан в разделе 17 конкурсной документации.
Так, согласно вышеуказанного раздела предусмотрены следующие положения:
"17.1. Участник конкурса обязан представить обеспечение заявки, в размере 650 000,00 рублей (один процент от начальной (максимальной) цены контракта)
Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником конкурса путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
17.2. В случае предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник конкурса предоставляет банковскую гарантию на сумму, указанную в пункте 17.1 настоящего раздела настоящей конкурсной документации.
Бенефициаром по такой банковской гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга:_
При этом исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на указанный счет".
Так, участником АО ЛОСНРиПСТ "Трест "Леноблреставрация" в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе представлена банковская гарантия от 25.03.2021 N 9745/06-БЭГ/21 в положениях которой указано, что Бенефициаром по такой гарантии является: "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга имени героя Российской Федерации К.Ю. Сомова", что противоречит п. 17.2 конкурсной документации.
Следовательно, у конкурсной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для признания обеспечения участника закупки ненадлежащим на основании п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе в силу его несоответствия требованиям п. 17.2 конкурсной документации.
Довод жалобы признан необоснованным.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
В соответствии с п.п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Пунктом 12.2.1.1. пункта 12.2 раздела 12 конкурсной документации установлено:
"12.2.1. Участник конкурса должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки:
12.2.1.1. Наличие действующей лицензии на право осуществления видов деятельности по объекту закупки.
Требование установлено пунктом 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2020 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со следующими видами работ (определенными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N349 (в редакции от 31.12.2020)
"О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"):
- реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем;
- реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей;
- реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора;
- реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней;
- ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 3 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
В подпункте 1 пункта 19.9.3.1 раздела 19 "Требования к содержанию, составу заявки" конкурсной документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:
1. Выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривающая право на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданная по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий":
- реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем;
- реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей;
- реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора;
-. реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней;
- ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Форма выписки из реестра лицензий, а также порядок предоставления сведений о конкретной лицензии утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что участником закупки, в нарушение пп. 1 п. 19.9.3.1 раздела 19 конкурсной документации, в составе заявки на участие в конкурсе не представлена выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривающая право на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданная по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что у конкурсной комиссии имелись основания для признания заявки участника несоответствующей требованиям конкурсной документации в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, а жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 54.1, 54.3, 54.4, 54.7, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО ЛОСНРиПСТ "Трест "Леноблреставрация" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 мая 2021 г. N 44-2169/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021