Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУК "Музей Мирового океана" (далее - Заказчик):
Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - "Ледокол "Красин" (далее - Заказчик):
ООО "АПЕКС" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15354-ЭП/21 от 06.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на реставрацию и ремонт деревянного настила палубы (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100012321000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 46 117 490, 00 рублей.
ООО "АПЕКС" указало в жалобе на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе, в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.
В силу ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 14 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 08.04.2021 N0372100012321000001-1, ООО "АПЕКС" признано победителем рассматриваемого аукциона.
Из представленных Заказчиком документов и сведений следует, что 13.04.2021 года ООО "АПЕКС", в порядке, установленном статьей 83.2 Закона о контрактной системе, был направлен проект контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
14.04.2021 года ООО "АПЕКС" направило Заказчику письмо Исх. N 51 от 14 апреля 2021 года с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в проект контракта, предусматривающие освобождение участника закупки от предоставления обеспечения исполнения контракта, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов в соответствии с аукционной документацией, так как Общество с ограниченной ответственностью "АПЕКС" является Субъектом малого предпринимательства.
14.04.2021 Заказчиком было принято решение, что в соответствии с Законом о контрактной системе внесения изменений в проект контракта, предусматривающие освобождение участника закупки от предоставления обеспечения исполнения контракта, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов в соответствии с аукционной документацией является неправомерным и не представляется возможным, так как закупка "Реставрация и ремонт деревянного настила палубы" осуществляется на общих основаниях и ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации документацией об электронном аукционе и на сайте Единой информационной системы не установлено. Также в письме Исх. N64 от 14 апреля 2021 года ООО "АПЕКС" был уведомлен, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Решение Заказчика было направлено ООО "АПЕКС" на официальную почту: oooapex@inbox.ru.
19.04.2021 ООО "АПЕКС" направил Заказчику подписанный проект контракта, а также, подписанный электронной цифровой подписью документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта: информацию, содержащуюся в реестре контрактов заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
21.04.2021 в Единой информационной системе размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, в котором Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что предоставленное победителем закупки обеспечение исполнения контракта не соответствует требованиям законодательства (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе), извещению электронного аукциона, пункту 30 информационной картыдокументации, пункту 11.1. проекта контракта.
Не согласившись с указанным решением, ООО "АПЕКС" обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Комиссия УФАС, ознакомившись с обстоятельствами размещения рассматриваемой закупки, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Из содержания извещения о проведении закупки, а также документации об аукционе следует, что Заказчиком установлено требование о представлении победителем закупки обеспечения исполнения контракта.
В частности, Заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам аукциона, установлен 30 (тридцать) % от НМЦК, что составляет 13 835 247 (Тринадцать миллионов восемьсот тридцать пять тысяч двести сорок семь) рублей 00 копеек. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на 1 (один) месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем, рассматриваемая закупка проводится Заказчиком без учета положений п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, следовательно, у участника закупки отсутствуют правовые основания для возможности применения ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе и освобождения от представления обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, не представив обеспечение исполнения контракта, участник нарушил установленный Законом о контрактной системе порядок заключения контракта, а, следовательно, у аукционной комиссии имелись достаточные основания для признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
Из содержания ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об аукционе должна содержать информацию о закупке идентичную информации, содержащейся в извещении о проведении аукциона.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемой закупки следует, что рассматриваемый аукцион проводится без учета положений ст. 30 Закона о контрактной системе. Также в извещении установлено требование о необходимости представления участником закупки, с которым заключается контракт обеспечения исполнения контракта.
При этом, из содержания документации об аукционе следует, что Заказчиком определены случаи, при которых обеспечение исполнения контракта не предоставляется участником закупки, в том числе:
- в случае предоставления участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 (трех) контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, указанное условие в силу ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе подлежит применению только в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о несоответствии информации, содержащейся в документации об аукционе, сведениям, указанным Заказчиком в извещении о проведении аукциона, что является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АПЕКС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Филиал музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - "Ледокол "Красин"
набережная Лейтенанта Шмидта, 23-я линия Васильевского острова,
Санкт-Петербург, 199106
АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: (495) 787-29-98
ООО "АПЕКС"
Средний пр., В.О., д. 85, кв. 290,
Санкт-Петербург, 199406
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-2158/21
об устранении нарушений законодательства о закупках
17.05.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2158/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Филиалу Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - "Ледокол Красин", аукционной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372100012321000001;
- внести изменения в документацию, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372100012321000001 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372100012321000001 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 21.06.2021.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2021 г. N 44-2158/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021