Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБПОУ "Академия промышленных технологий" (далее - Заказчик):
ООО "ВиваСити" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15673-ЭП/21 от 11.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (АПС И СОУЭ) для СПб ГБПОУ "АПТ" вспомогательного корпуса согласно проектной документации 2019-ПС-02, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Труда 1/7, литера А (извещение номер 0372100021721000037) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100021721000037. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 354 942, 71 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении неправомерного требования к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, на который требуется выдача соответствующих лицензий и разрешений.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона лицензированию подлежат услуги связи.
Согласно ч. 1 ст. 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Согласно ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Исходя из положений ст. 31 Закона о контрактной системе, требование о наличии соответствующей лицензии, членства или свидетельства возможно только от участника закупки, то есть юридического или физического лица, принимающего непосредственное участие в закупке, а не привлекаемого в рамках уже заключенного государственного контракта.
Анализ аукционной документации показал, что Заказчиком установлены требования о наличии у участника закупки, помимо лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений, также лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на телематические услуги связи в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" в части услуг, предусмотренных пунктом 16 "Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом, из содержания документации об аукционе следует, что объектом закупки является выполнение работ по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, следовательно, услуги связи, в том числе, передача сигналов по телекоммуникационным сетям не образуют самостоятельный объект закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию (что и предусмотрено проектом государственного контракта).
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о неправомерном установлении Заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии на право оказания услуг связи.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы Заявителя и повлияли на результаты закупки.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2021 N0372100021721000037-1-2, на участие в аукционе было подано 17 заявок, из них 1 была отклонена оператором, 5 - отозвано. 11 заявок были признаны соответствующими и допущены до участия в аукционе, в аукционе приняло участие 6 участников, заявки которых признаны соответствующими требования документации. Снижение составило свыше 50%.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВиваСити" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 мая 2021 г. N 44-2216/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021