Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - Г.П. Авраховой - заместителя руководителя управления, членов комиссии: Д.М. Керейтовой - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Ж.П. Немчиновой - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; А.А. Шебзухова - специалиста-эксперта отдела контроля закупок; А.А. Хачировой - специалиста-эксперта отдела контроля закупок; в присутствии представителя РГКУ "Карачаевочеркесавтодор" Лайпанова А.Х.(по доверенности) (далее - Заказчик), в отсутствии представителя Уполномоченного органа - Управления Карачаево - Черкесской Республики в сфере закупок, в отсутствии представителя ООО "Здравко" (далее - Заявитель) , рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта по предмету: "Поставка оборудования автоматического пункта весогабаритного контроля для размещения на автомобильной дороге межмуниципального значения Адиль-Халк-Псаучье - Дахе на км 4+060", номер извещения N 0179200001921000235 (далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Заказчиком аукционной документации.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика при описании объекта закупки, а именно:
1. Согласно извещению о проведении электронного аукциона, предметом является "Поставка оборудования автоматического пункта весогабаритного контроля для размещения на автомобильной дороге межмуниципального значения Адиль-Халк-Псаучье - Дахе на км 4+060".
При этом в техническом задании и в проекте контракта прописаны требования выполнить строительно-монтажные работы.
2. Согласно требованиям технического задания, поставщик проводит:
a. Обследование и согласование точки монтажа;
b. Получение технических условий на подключение к сетям электроснабжения;
Отсутствие согласованной точки установки и технических условий на подключение к сетям электроснабжения говорит о невозможности оценки затрат на этапе подготовки к участию в электронном аукционе широкого круга лиц и создании преимущества в участии только заинтересованным лицам.
3. Техническим заданием определён порядок передачи Системы.
По мнению Заявителя, данный пункт так же свидетельствует о невозможности оценки затрат на этапе подготовки к участию в электронном аукционе широкого круга лиц и создании преимущества в участии только заинтересованным лицам.
4. Согласно приложению к Государственному контракту - график выполнения строительно-монтажных работ не заполнен.
5. Пунктом 12.1 проекта Государственного контракта определено следующее: "Поставщик принимает на себя обязательство обеспечить ремонт Товара строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием в соответствии с техническим заданием, из которого не понятно, что должно ремонтироваться, и на протяжении какого срока должен осуществляться ремонт". Данный пункт вводит в заблуждение, так как требования к гарантийному ремонту определены пунктом 10 проекта Государственного контракта.
6. В Техническом задании содержатся заведомо невыполнимые пункты.
Оборудование криптографической защиты каналов связи не может содержать в своей конструкции резервные картриджи, как это установлено требованиями технического задания:
11.7 |
|
Резервный картридж |
|
|
не менее 2 |
|
7. Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Представитель Заказчика, не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях, и на заседании Комиссии сообщил, что при составлении документации Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС- 21.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта -29 500 000 рублей 00 копеек;
3) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 29.04.2021 в 09-00 часов;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно пп. "ж" п.4 Раздела 2 "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" устройство пунктов весового габаритного контроля транспортных средств относятся к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменений границ полосы отвода.
Следовательно, все государственные Заказчики Российской Федерации при закупке работ по устройству пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств в соответствии с требованиями части 2 статьи 48 ГрК РФ, Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N402, пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, размещают проектно-сметную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
В техническом задании и в проекте контракта предусмотрены работы, относящиеся к комплексу работ капитального строительства, однако в наименовании объекта закупки значится "Поставка оборудования АПВГК для размещения на автомобильной дороге межмуниципального значения Адиль-Халк-Псауче-Дахе на км 4+060".
На основании изложенного Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу, что виды работ, указанные в аукционной документации, в техническом задании и в проекте контракта относятся к комплексу работ по капитальному строительству и предусматривают наличие проектно-сметной документации, однако наименование объекта закупки не соответствует размещенной аукционной документации. Тем самым, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. По второму доводу жалобы, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещённая в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Согласно статье 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно требованиям технического задания, поставщик проводит:
a. Обследование и согласование точки монтажа;
b. Получение технических условий на подключение к сетям электроснабжения;
Отсутствие согласованной точки установки и ТУ на подключение к сетям электроснабжения говорит о невозможности оценки затрат на этапе подготовки к участию в электронном аукционе широкого круга лиц и создании преимущества в участии только заинтересованным лицам.
На вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. По данному доводу жалобы, согласно Технического задания определён порядок передачи Системы:
9.1. Требования к передаче Системы:
На момент передачи Системы:
- Система - набор технических средств весового (весы для взвешивания грузового автотранспорта) и габаритного контроля, средств фото и видеофиксации, а также монтажный комплект элементов основания и металлоконструкций с расходными материалами для его монтажа и дальнейшего, в случае такой необходимости, перебазирования, без вынужденной деформации технических средств и комплекта элементов основания.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Из установленных требований к передаче системы, по мнению Заявителя, непонятно месторасположение и сроки перебазирования системы, при возникновении необходимости у Заказчика, что говорит о невозможности оценки затрат на этапе подготовки к участию в электронном аукционе широкого круга лиц.
При таких данных Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе посредством включения в документацию неопределенных и неоднозначных условий исполнения контракта.
4. В силу части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты, выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Согласно пункту 1.2. Методики график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
В соответствии с пунктом 1.3 Методики предусмотрено, что график оплаты выполненных по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - график оплаты выполненных работ), должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ.
При этом, в соответствии с пунктом 1.4 Методики проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
В ходе заседания Комиссии установлено, что в составе аукционной документации отсутствует план - график выполнения работ.
Тем самым, действия Заказчика, не разместившего в единой информационной системе в сфере закупок план-график выполнения работ, нарушают часть 7 статьи 110.2 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Пунктом 12.1 проекта государственного контракта определено что поставщик принимает на себя обязательство обеспечить ремонт Товара строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием в соответствии с техническим заданием, из которого не ясно, что должно ремонтироваться, и на протяжении какого срока должен осуществляться ремонт.
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком по указанному пункту к техническому заданию документации об аукционе допущена техническая ошибка.
6. Оборудование криптографической защиты каналов связи не может содержать в своей конструкции резервные картриджи, как это установлено требованиями технического задания:
11.7 |
|
Резервный картридж |
|
|
не менее 2 |
|
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком по указанному пункту ошибочно установлено требование о резервных картриджах, что подтверждается установленной нумерацией.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства N 99.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, а также в информационной карте электронного аукциона не установлены требования в соответствии с пунктом 2(5) приложения N 1 Постановления Правительства N 99, а именно:
-наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
-при этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
-копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Так как система АПВГК является объектом высокой технологической сложности, инновационным, высокотехнологичным, продуктом специализированного характера, линейным объектом, и работы, указанные в техническом задании аукционной документации по ее установке относятся к комплексу работ капитального строительства, Заказчик должен был установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 2(5) ПП от "4" февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 31, которые содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Здравко" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим, требования пункта 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 8 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 31, часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела N009/06/106-126/2021 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц Заказчика, допустивших нарушение.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.П. Аврахова
Члены Комиссии Д.М. Керейтова
Ж.П.Немчинова
А.А. Шебзухов
А.А. Хачирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 12 мая 2021 г. N 009/06/106-126/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021