Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии
в присутствии представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево - Черкесской Республике" (по доверенности), в присутствии представителей ООО "ВЕСНА" (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "ВЕСНА" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево - Черкесской Республике", (далее - Заказчик) содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по предмету: "Выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий" (далее - Аукцион), номер извещения N0379100001121000003, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 30.04.2021 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1)Заказчиком установлены неисполнимые требования к сроку выполнения работ.
2)Заказчиком установлены излишние требования к составу первой части заявки.
Представитель Заказчика согласился с первым доводом Заявителя, далее в своих возражениях сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1)22.04.2021 г. в 17:32 ч. Заказчиком на официальном сайте ЕИС было размещено извещение с изменениями о проведении Аукциона N0379100001121000003.
2)Документация о проведении Аукциона утверждена ВрИО директора ФГБУ "управление "Карачаевочеркесскмелиоводхоз" - Э.М. Хачировым.
3)Ответственное должностное лицо - А. Д. Хачиров.
4)Начальная (максимальная) цена контракта - 5 987 060,00 (пять миллионов девятьсот восемьдесят семь тысяч шестьдесят) рублей 00 копеек.
5)Дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 30.04.2021 г. в 08:00 ч.
1. По доводу жалобы Заявитель считает, что Заказчиком установлены неисполнимые требования к сроку выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Заказчиком в пункте 2 части III "Описание объекта закупки" документации о проведении Аукциона указаны сроки выполнения работ: в течение 21 (двадцати одного) дня с даты заключения контракта.
Сроки выполнения отдельных этапов работ указаны в Календарном графике выполнения работ, который является неотъемлемой частью контракта.
Моментом завершения выполнения работ в целом будет считаться дата подписания сторонами и утверждения Заказчиком Акта приемки объекта в эксплуатацию (Приложение N4 к настоящему контракту).
В пункте 3.1. раздела 3 "Сроки выполнения работ" проекта контракта документации о проведении Аукциона Заказчиком установлены условия о сроках выполнения работ - в течение 21 календарных дней с даты заключения контракта.
Пункт 4.2. раздела 4 "Порядок и сроки оплаты работ, порядок и сроки приемки выполненных работ, порядок и сроки оформления результатов приемки" проекта контракта документации о проведении Аукциона содержит условия, о том, что "Подрядчик в срок не позднее пяти рабочих дней, следующих за отчетной датой, представляет Заказчику для приемки работы и их последующей оплаты следующие документы:
1) акт о приемке выполненных работ по унифицированной форме КС-2 (далее также - акт о приемке выполненных работ);
2) справку о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3;
3) Акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11;
4) счет на оплату;
5) счет-фактуру (не представляется при упрощенной системе налогообложения)".
При этом пункт 4.3. раздела 4 "Порядок и сроки оплаты работ, порядок и сроки приемки выполненных работ, порядок и сроки оформления результатов приемки" проекта контракта документации о проведении Аукциона содержит условия, о том, что Заказчик в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты получения документов, указанных в п. 4.2 настоящего Контракта, производит проверку соответствия состава и качества работ, выполненных Подрядчиком, Техническому заданию (Приложение N 1 к настоящему Контракту), действующим нормативным документам и в случае отсутствия претензий к выполненным работам подписывает Акт по форме N КС-2 и Справку по форме N КС-3, Акт приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11.
Тогда как приложение N2 к проекту контракта содержит график выполнения работ 21 день со дня подписания контракта.
В ходе заседания Комиссии представитель сообщил, что Заказчиком в документации о проведении Аукциона были допущены нарушения при установлении требования к сроку выполнения работ.
С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации о проведении Аукциона установлены противоречивые сведения о сроке выполнения работ по предмету закупки выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий, что вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. По доводу жалобы Заявитель считает, что Заказчиком установлены излишние требования к составу первой части заявки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании технического задания и включения в него товара, который будет использоваться при выполнении работ, Заказчик руководствовался требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Часть III "Описание объекта закупки" содержит приложение N1 с описанием товара, который будет использоваться при выполнении работ, а именно: "Камень бутовый" с техническими характеристиками: Марка М1200. Соответствие - ГОСТ 9479-2011 "Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условия", ГОСТ 4001-2013 "Камни стеновые из горных пород. Технические условия (Переиздание)".
Комиссией установлено, что Заказчиком в разделе 8 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации о проведении Аукциона установлено: Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работ, оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Части III "Описание объекта закупки", и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в Части III "Описание объекта закупки" указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Части III "Описание объекта закупки".
Объектом закупки является "Выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий".
С 01.01.2020 г. вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
На основании изложенного Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в документации о проведении Аукциона надлежащим образом требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
|
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ВЕСНА" обоснованной.
2.Признать Заказчика нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N009/06/106-129/2021 от 17.05.2021 г. уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 17 мая 2021 г. N 009/06/106-129/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021