Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Прикубанская центральная районная больница" (по доверенности), в отсутствии представителей ООО "Медико - Производственная Компания "Елец", надлежаще уведомлены, не подключились к ВКС, рассмотрев жалобу ООО "Медико - Производственная Компания "Елец" (далее - Заявитель) на действия Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Прикубанская центральная районная больница", (далее - Заказчик) содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта по предмету: "Поставка расходного материала (шприцы)" (далее - Аукцион), номер извещения N0379300002121000027, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 11.05.2021 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1)При описании объекта закупки Заказчик не руководствовался требованиями Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 г. N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1380).
2)Заказчиком при описании объекта закупки не применены положения Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 г. N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
3)Заказчиком неправомерно установлены требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, совокупности которых соответствует товар одного производителя.
Представитель Заказчика согласился с доводами Заявителя, и в своих возражениях сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1)26.04.2021 г. в 13:34 ч. Заказчиком на официальном сайте ЕИС было размещено извещение о проведении Аукциона N0379300002121000027.
2)Документация о проведении Аукциона утверждена заместителем главного врача по медицинской части "РГБУЗ "ПЦРБ" - М.Р. Шоевой.
3)Ответственное должностное лицо - Ф.С. Хубиева.
4)Начальная (максимальная) цена контракта - 747 988,20 (семьсот сорок семь тысяч девятьсот восемьдесят восемь) рублей 20 копеек.
5)Дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 12.05.2021 г. в 10:00 ч.
1. По доводу жалобы Заявитель считает, что Заказчик при описании объекта закупки не руководствовался требованиями Постановления N1380.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел 4 "Техническое задание" документации о проведении Аукциона содержит требования к закупаемому товару, в том числе по позиции 5 "Шприц для промывания сосудистого катетера".
"Шприц для промывания сосудистого катетера": "Описание в соответствии с КТРУ. Стерильное изделие, состоящее из цилиндра с поршнем, используемое для промывания просвета катетера для сосудистого доступа на месте размещения струей раствора для поддержания проходимости. Изделие предварительно заполнено солевым или низкодозированным гепариновым раствором и, как правило, используется в тех случаях, когда у пациента установлено устройство для внутривенного доступа. Изделие не предназначено для разведения сухого продукта, для разбавления лекарственных средств или использования в случаях назначения пациенту внутривенной терапии с применением хлорида натрия (NaCl) или гепарина. Это изделие для одноразового использования. Объем шприца: 3 и
4 Кубический сантиметр;^миллилитр Раствор: раствор NaCl.
Дополнительные характеристики: 1. Содержание хлорида натрия в шприце должно составлять не менее 25 мг и не более 30 мг. Сведения о содержании компонентов раствора должны быть отражены в документе, разрешающем обращение изделия медицинского назначения. Обоснование: Необходимо для обеспечения минимального введения натрия в сосудистое русло пациента при достаточном объеме промывочного раствора. 2. Цена деления шприца должна составлять не менее 0,2 мл и не более 0,5 мл. Обоснование: Необходимо для возможности максимально точного расчета количества раствора с учетом внутреннего объема устройства сосудистого доступа и всех присоединенных дополнительных устройств. 3. Шприц должен иметь коннектор Луер Лок. На коннектор должна быть накручена крышка. Обоснование: Обеспечивает прочное соединение шприца с устройством сосудистого доступа и исключает возможность отсоединения шприца в процессе введения раствора. Крышка, накрученная на коннектор, обеспечивает стерильность и герметичность раствора. 4. Крышка должна иметь вертикальные грани. Количество граней не менее 4 и не более 8 штук. Высота крышки должна составлять не менее 17 мм и не более 23 мм. Обоснование: Необходимо для надежной фиксации при открывании-закрывании при работе в перчатках, что предотвращает потерю стерильности раствора. 5. Диаметр цилиндра должен быть равен диаметру стандартного шприца объемом 10 мл. Обоснование: Для исключения риска повреждения катетера и сосудистой стенки избыточным давлением при промывании. 6. Давление при силе нажатия на поршень 2,3 кгс должно составлять не менее 18 и не более 20 p.s.i. Обоснование: Является безопасным давлением при промывании устройств сосудистого доступа, исключающим повреждение катетера и сосудистой стенки избыточным давлением во время промывания. 7. Шприц должен быть трехкомпонентным. Обоснование: Для облегчения промывания устройств сосудистого доступа, так как трехкомпонентный шприц имеет плавный ход поршня, что минимизирует риск травматизации сосуда, в который вводится раствор. 8. Уплотнитель поршня должен быть изготовлен из эластомера конусовидной формы, который не меняет свою форму, не сжимается при упоре поршня в дно цилиндра и не восстанавливается при прекращении давления на поршень. Обоснование: Для исключения появление отрицательного давления внутри шприца и предотвращения засасывания крови в кончик катетера после промывания, что предотвращает закупорку катетера кровью и минимизирует осложнения (несостоятельность катетера, флебиты, катетер-ассоциированные инфекции). 9. Высота уплотнителя поршня должна составлять не менее 10 мм и не более 15 мм. Обоснование: Обеспечивает максимальную плавность хода поршня при промывании и сохранение стерильности раствора при хранении. 10. Шприц должен быть полностью стерильный. Обоснование: Для работы в стерильных зонах (операционные, перевязочные, процедурные кабинеты, и др.). 11. Шприц не должен содержать латекса. Обоснование: Для исключения риска возникновения аллергических реакций на латекс у пациентов.12. Раствор не должен содержать гепарин. Обоснование: Для предотвращения развития гепарин-индуцированной тромбоцитопении. 13. На цилиндре должна быть информация о содержимом шприца, знак стерильности, номер лота, срок годности и страны происхождения. Обоснование: Для исключения риска ошибки медперсонала. Для идентификации регистрации изделия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти и отсутствием запретов на использование необходимо указать реквизиты (номер, дату). Для проверки на соответствие техническому заданию, образцы изделий предоставляются перед основной поставкой товара и остаются у Заказчика, входят в общее количество поставки".
В силу части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением N1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом "г" части 3 Постановления N1380 установлено, что при описании объекта закупки в отношении: лекарственных препаратов в формах выпуска: "шприц", "преднаполненный шприц", "шприц-тюбик", "шприц-ручка" - должно быть указание на возможность поставки лекарственного препарата с устройством введения, соответствующим объему вводимого лекарственного препарата (например, при закупке преднаполненного шприца объемом 1 мл может быть указана форма выпуска "ампула" с поставкой шприца объемом 1 мл или 2 мл), за исключением случаев, когда в документации о закупке содержится обоснование необходимости закупки лекарственного препарата конкретной формы выпуска.
Содержание и порядок оформления указанного обоснования законодательно не установлены.
Комиссией установлено, что по позициям 5-7 "Шприц для промывания сосудистого катетера" Заказчик при описании объекта закупки руководствовался сведениями, указанными в КТРУ по кодам 32.50.13.110-01370, 32.50.13.110-01369, 32.50.13.110-01368. Дополнительные характеристики установлены в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые содержат обоснование необходимости Заказчиком закупки лекарственного препарата конкретной формы выпуска.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Аукцион N0379300002121000027 проводится для нужд Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Прикубанская центральная районная больница". Заказчиком в документации о проведении Аукциона установлены требования к объекту закупки, в частности, к качеству, потребительским свойствам, размерам, которые учитывают специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд. Являясь лечебным учреждением, Заказчик оказывает медицинскую помощь для граждан, в соответствии со схемами лечения и конкретными лекарственными препаратами, назначенными врачами. Согласно части 2 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданами медицинской помощи.
Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Доказательств и документов, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе Заявителем на рассмотрение жалобы не предоставлено.
В связи, с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. По доводу жалобы Заявитель считает, что Заказчиком при описании объекта закупки не применены положения Постановления N102.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В разделах 13, 14 информационной карты документации о проведении Аукциона Заказчиком установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, а именно: в соответствии с приказом Минфина РФ от 04.06.2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1 Постановления N 102 в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительство РФ постановляет утвердить:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N2);
показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - показатель локализации собственного производства медицинских изделий).
Пунктом 2(2) Постановления N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N1 и не включенные в него; для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N2 и не включенные в него.
Постановлением N 102 также установлено примечание к перечню N1, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Техническим заданием документации о проведении Аукциона установлена информация, об объекте закупки, а именно: по позициям 1 - 4 "Шприцы, общего назначения" Заказчиком установлен код ОКПД2 / код КТРУ 32.50.13.110 - 00004564; по позициям 5 - 7 "Шприцы для промывания сосудистого катетера" Заказчиком установлен код ОКПД2 / код КТРУ 32.50.13.110 - 01368; 32.50.13.110 - 01369; 32.50.13.110 - 01370.
Все закупаемые товары, с присвоенными кодами ОКПД2 32.50.13.110 включены в перечень N1 Постановления N102.
32.50.13.110 - Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них.
В ходе заседания Комиссии представителем Заказчика были даны пояснения о том, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался требованиями Закона о контрактной системе, все товары имеют один код ОКПД2 и КТРУ 32.50.13.110, который включен в перечень N1 Постановления N102.
При этом Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи, с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. По доводу жалобы Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, совокупности которых соответствует товар одного производителя.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявитель указывает на то, что шприцы для промывания сосудистого катетера, предварительно наполненного солевым раствором допущены к обращению на территории РФ только одного производителя - Бектон Дикинсон (США - регистрационное удостоверение РЗН 2023/1037).
Довод Заявителя не нашел своего подтверждения. Заказчиком представлены материалы, подтверждающие наличие иных производителей аналогичных шприцов для промывания сосудистого катетера: Экселсиор Медикал, Ковидиен ЛЛС (США), Сурекс. Данная информация имеется в общем доступе в сети "Интернет", доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.
Комиссия УФАС по КЧР отмечает, что из документации о проведении Аукциона не усматривается, что осуществление закупки производится среди производителей товара, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающее требованиям документации об аукционе. При этом включение в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, в соответствии с потребностью Заказчика, не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
При этом Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи, с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
|
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Медико - Производственная Компания "Елец"" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 18 мая 2021 г. N 009/06/106-135/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021