Резолютивная часть оглашена 13.05.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ВладДорСтрой" (далее - заявитель, ООО "ВладДорСтрой") на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Вязниковском, Гороховецком, Камешковском, Ковровском, Селивановском, Суздальском районах Владимирской области (закупка N 0128200000121002475) в открытом заседании в присутствии представителей заказчика - ГБУ "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области"
12.05.2021 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 13.05.2021.
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы явку своего представителя не обеспечил.
Уполномоченный орган, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Вязниковском, Гороховецком, Камешковском, Ковровском, Селивановском, Суздальском районах Владимирской области (закупка N 0128200000121002475)
Заявитель полагает, что документация рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок в виду следующего.
Проанализировав положения аукционной документации и учитывая ответы заказчика на запросы заявителя о разъяснении положений аукционной документации, заявитель пришел к выводу о том, что закупка проводится с неопределенным объемом работ, то есть на момент проведения закупки объемы подлежащих выполнению работ определить невозможно.
В нарушение требований части 24 статьи 22, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в аукционной документации не содержится информации о начальной цены единицы работы, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта, обоснования цены единицы работы.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 54.4, части 4 статьи 54.6 Закона о контрактной системе в сфере закупок в закупках с неопределённом объемом участники должны делать предложения о сумме цен единиц товаров, работ, услуг, а также подавать окончательные предложения путем снижения начальной суммы единиц товара, работы, услуги, а не начальной (максимальной) цены контракта как установлено в обжалуемой документации. В связи с тем, что заказчиком не установлена в аукционной документации и извещении начальная сумма цен единиц работ, подача предложений участниками относительно цены не представляется возможным.
Кроме того, в нарушение требований части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в проекте контракта не содержится информации о цене единицы товара, работы, услуги и максимального значения цены контракта, а содержится условие о твердой цене контракта согласно пункта 3.1 и 3.2 проекта контракта.
Также в соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта, в нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок если предложенная подрядчиком цена контракта снижена на 25 процентов и более по отношению к начальной (максимальной) цены контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, заявитель полагает, что в закупках без объема нет возможности изменить объем выполняемых работ и цену контракта, следовательно, применение подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок невозможно. Однако заказчиком в нарушение данного факта в пункте 11.2 проекта контракта данное условие установлено.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, признать аукционную документацию не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Представители заказчика по существу дела пояснили следующее.
Описание объекта закупки полностью соответствует требованиям ст 33 Федерального закона от 5.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ).
В соответствии со ст.22 Федерального закона N44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована заказчиком посредством применения нормативного метода.
Данный метод основан на положении, установленном подпунктом 16 пункта 1.1.1. раздела 2 Устава государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области", утвержденного приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области от 07.08.2018 и согласованного департаментом имущественных и земельных отношений области от 10.09.2018. Приказом ГБУ автомобильных дорог администрации Владимирской области" от 17.01.2018 N11 а соответствующие нормативы утверждены.
Стоимость по конкретному наименованию вида работ обоснована заказчиком в Приложении N5 к конкурсной документации, что действующим законодательством не запрещено, в том числе отсутствует завышение или занижение цен.
По ранее проводившимся проверкам по таким аналогичным видам закупок с применением данных нормативов и с использованием бюджетных средств нарушений не выявлено.
При этом нарушений каких-либо прав и интересов участника закупки установленной в таком виде стоимостью заявителем не указано.
Более того, заявитель пытается формально использовать положения Федерального закона N44-ФЗ, а именно направляет заказчику три запроса на разъяснение положений документации, направляет необоснованную жалобу содержащую анализ применения норм Федерального закона N44-ФЗ, а не своих прав и интересов. При этом, профессиональным участникам данного конкурса наиболее вероятно ранее выполнявших указанные виды работ известны и понятны условия конкурса, порядок выполнения работ и оплаты, о чем свидетельствуют три заявки на участие в ланном конкурсе
Согласно ч.З ст.99 Федерального закона N44-ФЗ ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч.ч.5,8 и 10 ст.99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.8 ст.99 Федерального закона N44-ФЗ у становлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов и не может быть предметом рассмотрения Комиссией.
Согласно пункта 1.5 контракта "Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ, указанных в п. 1.1 настоящего Контракта в пределах работ отраженных в утвержденных сметных нормативах на устройство горизонтальной дорожной разметки на региональных или межмуниципальных дорогах (Приложение N 2) и в соответствии с Приложениями NN 3,4 к Контракту и по согласованным обеими сторонами и условиями настоящего Контракта методам и способам. Данное условие соответствует разделу 2 "Сопутствующие работы, сроки выполнения, требования к выполнению" Приложения N3 к проекту контракта: "Объемы (виды) работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Владимирской области, не согласованные с Заказчиком, приемке и оплате не подлежат". Таким образом, объемы работ на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Владимирской области необходимо согласовывать с заказчиком. Объем работ по устройству горизонтальной разметки определяется с учетом износа разметки. Выполненные работы будут оплачиваться в рамках Цены контракта согласно п.п.3.4, 3.5 контракта.
В силу изложенного, представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУ "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" инициировано проведение закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Вязниковском, Гороховецком, Камешковском, Ковровском, Селивановском, Суздальском районах Владимирской области.
Начальная максимальная цена закупки составляет 35 000 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги
Таким образом, у территориальных органов ФАС России отсутствуют полномочия по проверке законности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 34 при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Пунктом 3.2 проекта контракта (Приложение N 2 к приказу заместителя начальника ГБУ "Владупрадор" N 83 от 10 марта 2021) предусмотрено что цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов, связанных с выполнением обязательств по Контракту, не подлежит изменению в течение срока действия Контракта, за исключением случаев, предусмотренных Контрактом в соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что положения пункта 3.2 проекта контракта не противоречат требованиями статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта, если предложенная подрядчиком цена контракта снижена на 25 процентов и более по отношению к начальной (максимальной) цены контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, пункт 4.1 проекта контракта соответствует требованиям части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Аналогичное условие установлено в пункте 11.2 проекта государственного контракта.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что проект государственного контракта в полном объеме соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВладДорСтрой" на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Вязниковском, Гороховецком, Камешковском, Ковровском, Селивановском, Суздальском районах Владимирской области (закупка N 0128200000121002475) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 мая 2021 г. N 033/06/42-438/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021