Резолютивная часть решения оглашена 13.05.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ЭКО-СЕРВИС" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для анализатора Super GL Ambulance, используемого в учреждении (N закупки 0328300093021000025) в присутствии:
представителей заказчика - ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная больница N 1" (далее - заказчик):;
представителя заявителя - ООО "ЭКО-СЕРВИС":.
12.05.2021 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 13.05.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/67-437/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКО-СЕРВИС" (далее - заявитель, общество) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для анализатора Super GL Ambulance, используемого в учреждении (N закупки 0328300093021000025).
Представитель заявителя по доводам жалобы отметил следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0328300093021000025 от 23.04.2021 г. комиссией отклонена заявка общества по следующему основанию п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ. Обоснование: Приложение N 1 к информационной карте, п.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - по позиции N1 показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе указаны не в полном объеме (нет: "предназначен для автоматического анализатора серии SUPER GL Ambulance ").
Представитель заявитель не согласен с решением аукционной комиссии, так как информация в заявке полностью соответствует документации об аукционе. По позиции N1 указано "Назначение: для автоматических анализаторов серии SUPER GL".
Ambulance - одна из моделей серии Super GL. То есть Super GL - более широкое понятие, Ambulance - один из множества. Следовательно всё, что предназначено для Super GL вообще, предназначено для всех моделей серии.
Все имеющиеся на рынке зарегистрированные реагенты для анализаторов серии Super GL подходят для любых моделей. Отличия только в сенсорах. В подтверждение представлено регистрационное удостоверение на предложенные обществом реагенты, регистрационные удостоверения на анализаторы серии Super GL и на те реактивы для них, которые поставляются дилером анализатора как рекомендуемые производителем. Из них видно, что сам производитель не делает различий для конкретных моделей - реактивы одни и те же для всех моделей.
На основании вышеизложенного, представитель заявителя просит провести внеплановую проверку и аннулировать протокол рассмотрения заявок аукциона N 0328300093021000025 и назначить новое рассмотрение заявок.
Представители заказчика по существу заявленной жалобы пояснили следующее.
При формировании аукционной документации заказчик руководствовался правилами описания объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона N44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию КТРУ, а в соответствии с п.5 вышеуказанных правил Заказчик также вправе указать дополнительную информацию и дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
По позиции N1 заказчик при описании объекта использовал позицию КТРУ, а также указал дополнительную характеристику: "предназначен для автоматического анализатора серии SUPER GL Ambulance", воспользовавшись правом, предоставленным ему законодательством. Необходимость использования такой характеристики заказчик обосновал в документации.
С целью обеспечения полной совместимости поставляемых расходных материалов с имеющимся оборудованием во избежание серьезных ошибок при измерении и сбоев в работе оборудования наименование оборудования указано в техническом задании в соответствии с руководством по эксплуатации.
Указанная характеристика никаким образом не ограничивает круг участников электронного аукциона, при этом наиболее емко и точно описывает потребности заказчика и обеспечивает достижение им поставленной цели.
По окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (до 23.04.2021 г.) было подано 2 заявки от участников с идентификационными номерами: 1,2.
23.04.2021 г. аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном ст. 67 Федерального закона N44-ФЗ, и приняла решение:
- заявку N 1 - допустить, признать участником закупки;
- заявку N2 - отклонить на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: Приложение N 1 к информационной карте, п.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - по позиции N1 показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе указаны не в полном объеме (нет: "предназначен для автоматического анализатора серии SUPER GL Ambulance ").
Представители заказчика обращают внимание, на то, что одной из возможных причин неуказания участником в заявке дополнительной характеристики, установленной заказчиком, могут являться результаты экспертизы о непригодности предлагаемых расходных материалов для работы на вышеуказанном анализаторе.
Кроме изложенного, у заказчика имеется анализатор серии SUPER GL Ambulance и используется для диагностики гестационного сахарного диабета у беременных, где норма четко регламентирована нормативными документами и составляет до 5,1 ммоль/л, а также используется для диагностики нарушений метаболизма новорожденных. Таким образом, очень важна точность проведения исследований для постановки диагнозов и выбора лечения.
В руководстве по эксплуатации на прибор указано, что нельзя использовать расходные материалы, не рекомендованные производителем прибора, поскольку это может привести к серьезным ошибкам при измерении и сбоям в работе прибора, что также подтверждается письмом производителя анализатора, компанией Dr. Muller Geratebau GmbH, в котором он сообщает, что безотказная работа анализатора, точность измерений возможны при использовании оригинальных реагентов, указанных производителем. Кроме того, перечень расходных материалов перечислен в руководстве по эксплуатации.
На основании изложенного, представители заказчика просили признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
15.04.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0328300093021000025 и документация об электронном аукционе на поставку расходных материалов для анализатора Super GL Ambulance, используемого в учреждении.
Начальная (максимальная) цена контракта: 82 012,70 рублей.
По окончании срока подачи заявок до 23.04.2021 09:00:00 было подано 2 заявки от участников, с идентификационными номерами: 1,2.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0328300093021000025 от 23.04.2021 г. ООО "ЭКО-СЕРВИС" (заявка N 2) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: Приложение N 1 к информационной карте, п.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - по позиции N1 показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе указаны не в полном объеме (нет: "предназначен для автоматического анализатора серии SUPER GL Ambulance ").
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены заказчиком в пунктах 13.2, 16.4 документации об электронном аукционе.
По позиции 1 Приложение N1 к информационной карте заказчиком установлено следующее требование к наименованию товара: "Глюкоза ИВД, набор, электрометрический анализ" со значениями показателей товара: "Дополнительные характеристики - предназначен для автоматического анализатора серии SUPER GL Ambulance".
Заявитель по позиции 1 указал в своей заявке следующее: "_Назначение: для автоматических анализаторов серии SUPER GL".
Таким образом, участником ООО "ЭКО-СЕРВИС" указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно проверяя первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Вместе с тем, в рамках проведенной внеплановой проверки Комиссией Владимирского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе в сфере закупок государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 года N 11017/10 указано: "Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе.
В связи с выше установленным, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Комиссия, рассмотрев пояснения заказчика, установила, что данные требования отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики его деятельности и имеющегося оборудования, поэтому не могут рассматриваться как ограничивающие количество участников закупки.
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени предмет закупки, то есть при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупки, которые являются определяющими для него.
Кроме изложенного, контрольный орган в сфере закупок обращает внимание на факт того, что по позициям N 2,3 Приложение N1 к информационной карте, содержащим аналогичное предназначение, ООО "ЭКО-СЕРВИС" указаны показатели в строгом соответствии с техническим заданием "_Super GL Ambulance_".
Также в соответствии с ч. 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу ч. 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, осуществляется только в судебном порядке.
Согласно сведений, содержащихся на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0328300093021000025 истек 23.04.2021 в 09:00, при этом жалоба ООО "ЭКО-СЕРВИС" поступила в антимонопольный орган 28.04.2021 г. вх.3342.
В этой связи, учитывая положения ч. 4, п. 3 ч. 11 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия оставляет обозначенный выше довод заявителя (Все имеющиеся на рынке зарегистрированные реагенты для анализаторов серии Super GL подходят для любых моделей) без рассмотрения, как заявленный за пределами срока, установленного законом для обжалования положений документации об электронном аукционе.
Комиссия также считает необходимым указать, что заявитель жалобы вправе был обжаловать в установленном законом порядке (до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе) спорные положения аукционной документации, однако данным правом не воспользовался, запросов на разъяснение положений аукционной документации не подавал. При этом, подав заявку на участие в данном аукционе, заявитель тем самым конклюдентно принял все условия аукциона, объявленные заказчиком, согласился, в том числе, и с требованиями, предъявленными к участникам электронного аукциона.
Кроме изложенного, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭКО-СЕРВИС" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для анализатора Super GL Ambulance, используемого в учреждении (N закупки 0328300093021000025) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 мая 2021 г. N 033/06/67-437/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021