Резолютивная часть решения оглашена 14.05.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Рамкейт" (г.Раменское Московской области) на положения документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (N закупки 0328300032821000249) в присутствии:
представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации г.Владимира
представителя заявителя - ООО "Рамкейт"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-449/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Рамкейт" на положения документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (N закупки 0328300032821000249).
По мнению заявителя, нестоимостные критерии оценки заявок на участие в указанном конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, установленные заказчиком в конкурсной документации ("количество квалифицированного персонала, имеющего торговое образование и опыт работы в сфере торговли продуктами питания, работающего у участника конкурса по основному месту работы", "срок работы (количество лет) участника конкурса в сфере торговли продуктами питания, поставляемыми учреждениями социальной сферы"), не содержат четких формулировок, не указано какими документами необходимо подтверждать квалификацию участника закупки и наличие квалифицированного персонала, нарушают требования части 30 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, что приводит к ограничению количества участников закупки и не позволяет выявить участника закупки сделавшего наилучшее предложение.
Таким образом, имеет место нарушение заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок при формировании конкурсной документации.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести конкурсной документации на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
В обоснование правомерности действий заказчика, уполномоченного органа, представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
В соответствии с положениями части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
финансовых ресурсов для исполнения контракта;
на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункта 6 приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее Постановление N 99) при осуществлении закупки, связанной с оказанием услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, в составе документации о закупке должно содержаться требование о наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В полном соответствии с действующим законодательством о закупках данное требование содержится в разделе 24 Информационной карты документации рассматриваемого конкурса.
Частью 3 статьи 56 Федерального закона установлено правило о том, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных данной статьей.
Пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона требует наличия в составе документации конкурса критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N Ю85) в целях исполнения Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
С учетом положения данной нормы в составе документации конкурса, в 38 разделе Информационной карты, указан т.н. "нестоимостной" критерий оценки с двумя показателями:
количество квалифицированного персонала, имеющего торговое образование и опыт работы в сфере торговли продуктами питания, работающего у участника конкурса по основному месту работы;
срок работы (количество лет) участника конкурса в сфере торговли продуктами питания, поставляемыми учреждениям социальной сферы.
Принимая во внимание все перечисленное выше Уполномоченный орган считает необходимым обратить внимание на несколько обстоятельств:
во первых, Постановление N 99 устанавливает требования к участнику закупки в части, касающейся осуществления предквалификационного отбора, что является обязательной частью документации, и действительно влияет на возможность потенциального участника закупки стать участником конкурса;
во вторых, у заказчика (Уполномоченного органа) отсутствовало право не устанавливать данное требование в рассматриваемой документации;
в третьих, Постановление N 1085 также устанавливает требования, но уже к заказчику, в части необходимости установления стоимостных и нестоимостных критериев оценки заявок, при этом у заказчика в рамках положений подпункта "б" пункта 4 имеется право выбора, в отношении установления нестоимостных критериев;
в четвертых, с учетом применения положений Постановления N 1085 не образуется понятия ограничения круга участников конкурса, т.к. критерии оценки не являются основанием принятия решения о допуске или не допуске того или иного лица, подавшего заявку на участие в конкурсе к участию в нем;
в пятых, Постановление N 99 требует подтверждение наличия единственного контракта (договора), связанного с предметом закупки, с определенной стоимостью и выполненного в установленный срок, а нестоимостной критерий оценки, в данном случае, является подтверждением опыта работы (количества лет) участника закупки на данном рынке услуг и наличия у него квалифицированного персонала, что прямо указано в Постановлении N 1085.
На основании изложенного выше Уполномоченный орган считает, что оба довода, указанных в жалобе Заявителя являются необоснованными в связи с тем, что положения Постановления N 99 и Постановления N 1085 являются неотъемлемой часть законодательства о закупках и при этом, рассматриваемая документация конкурса в полном объеме соответствует Федеральному закону и данным нормативным актам.
Также фактически, в доводах жалобы Заявителя содержится только два утверждения, а именно:
"нестоимостные критерии оценки не содержат четких формулировок";
"ни один из критериев, установленных Заказчиком, не может подтвердить опыт участника закупки".
По первому утверждению - в соответствии с Постановлением 1085 порядок оценки заявок установлен с учетом применения формул, указанных в этом Постановлении Правительства РФ, что не требует указания на объем персонала имеющегося в штате (распоряжении) лица, являющегося участником закупки.
По второму утверждению - срок работы на рынке, относящемся к предмету закупки, подтверждает опыт участника закупки как такового, т.к. опыт это то знания, навыки и умения, которые человек или какое-либо сообщество людей приобрели в процессе жизни, практической деятельности в той или иной области.
На основании изложенного управление муниципального заказа просит признать жалобу ООО "Рамкейт" по доводам, изложенным в ней, необоснованной в полном объеме.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
Из пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 51 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацией от 28 ноября 2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки заказчик использует в том числе нестоимостные критерии оценки.
Согласно пп. "б" п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 38 Информационной карты конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания установлены следующие нестоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме: количество квалифицированного персонала, имеющего торговое образование и опыт работы в сфере торговли продуктами питания, работающего у участника конкурса по основному месту работы; срок работы (количество лет) участника конкурса в сфере торговли продуктами питания, поставляемыми учреждениями социальной сферы.
По мнению Комиссии, данные критерии сформулированы заказчиком двусмысленно, некорректно и препятствуют потенциальным участникам закупки надлежащим образом сформировать свою заявку на участие в указанном конкурсе с ограниченным участием в электронной форме. В частности неясно будут ли при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в закупке конкурсной комиссией учитываться количество квалифицированного персонала, работающего у участника по гражданско-правовым договорам, а также, что понимает заказчика под учреждениями социальной сферы. Кроме того, в конкурсной документации не указано, какими документами будут подтверждаться количество квалифицированного персонала, работающего у участника закупки и опыт работы участника закупки.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем, Комиссия признает доводы жалобы обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рамкейт" (г.Раменское Московской области) на положения документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (N закупки 0328300032821000249) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, конкурсной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 мая 2021 г. N 033/06/31-449/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021