Резолютивная часть решения оглашена 14.05.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_.. заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_ заместителя начальника отдела,
_. главного специалиста-эксперта,
_. главного специалиста-эксперта,
_. ведущего специалиста-эксперта,
_.. специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "РАМКЕЙТ" на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на закупку "Поставка молока и молочной продукции" (N закупки 0328300032821000245), в открытом заседании в присутствии представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира - _. (доверенность N18-03/444 от 29.10.2020), представителя заказчика (МБУ ДЮЦО "Дружба") _. (доверенность от 11.05.2021 г. N4), представителя заявителя ООО "РАМКЕЙТ" _. (доверенность от 11.01.2021 б/н).
13.05.2021 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 14.05.2021.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/56.1-443/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "РАМКЕЙТ" (далее - заявитель, общество) на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на закупку "Поставка молока и молочной продукции" (N закупки 0328300032821000245).
Заявитель полагает, что документация о проведении конкурса с ограниченным участием содержит ряд нарушений, которые противоречат Закону о контрактной системе.
В частности, нестоимостные критерии оценки не содержат четких формулировок, не указано какое количество персонала необходимо заказчику. Кроме того, квалификация участников закупки не может характеризоваться такими критериями, как "1 показатель: срок работы (количество лет) участника конкурса в сфере поставок продуктов питания учреждениям социальной сферы".
По мнению заявителя, критерий 1 показателя, установленный Заказчиком не может подтвердить опыт участника закупки.
Согласно ч. 30 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Таким образом, заявитель полагает, что заказчиком установлен критерий оценки заявок с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
С данными требованиями заявитель не согласен, и считает, что они ограничивают круг лиц, желающих принять участие в закупке, а также нарушают требования действующего законодательства, и не позволяют выявить участника сделавшего наилучшее предложение.
Таким образом, заявитель полагает, что положения рассматриваемой документации нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении нарушений.
На заседании представитель уполномоченного органа высказал позицию о необоснованности доводов, указанных в жалобе, в связи с тем, что положения Постановления N 99 и Постановления N 1085 являются неотъемлемой часть законодательства о закупках и при этом, рассматриваемая документация конкурса в полном объеме соответствует Федеральному закону и данным нормативным актам.
Представитель уполномоченного органа обратил внимание на тот факт, что фактически, в доводе жалобы Заявителя содержится только одно утверждение, а именно: "нестоимостные критерии оценки не содержат четких формулировок".
По данному утверждению - срок работы на рынке, относящимся к предмету закупки, подтверждает опыт участника закупки как такового, так как опыт - это те знания, умения, навыки, которые человек или какое-либо сообщество людей приобрели в процессе жизни, практической деятельности в той или иной области.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ООО "РАМКЕЙТ" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
21.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N0328300032821000245 и конкурсная документация открытого конкурса в электронной форме на на закупку "Поставка молока и молочной продукции".
Начальная (максимальная) цена контракта: 659 087.15 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
Из пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 51 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацией от 28 ноября 2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки заказчик использует в том числе нестоимостные критерии оценки.
Согласно пп."б" п.4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Изучив документацию конкурса с ограниченным участием в электронной форме на закупку "Поставка молока и молочной продукции" и проанализировав представленные сторонами документы и сведения, Комиссия Владимирского УФАС приходит к следующему выводу.
Пунктом 38 Информационной карты рассматриваемой закупки установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, в том числе:
Нестоимостные критерии оценки:
Квалификация участников закупки
Величина значимости критерия 30%
1 показатель: срок работы (количество лет) участника конкурса в сфере поставок продуктов питания учреждениям социальной сферы.
- коэффициент значимости показателя - 1.
Порядок оценки заявок по критерию:
Оценка заявок по данному критерию осуществляется в соответствии с п. 23 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, в составе заявки которого отсутствуют сведения по показателям.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
- Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
- Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Проанализировав указанные показатели, Комиссия приходит к выводу о том, данные критерии сформулированы заказчиком двусмысленно, некорректно и препятствуют потенциальным участникам закупки надлежащим образом сформировать свою заявку на участие в указанном конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
В частности, показатель 1 нестоимостных критериев оценки сформулирован как "срок работы (количество лет) участника конкурса в сфере поставок продуктов питания учреждениям социальной сферы".
При этом заказчиком не указано, какие именно учреждения относятся к социальной сфере, что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение относительно требований заказчика к сроку работы (количество лет) участника конкурса в сфере торговли продуктами питания.
Кроме того, конкурсной документации не указано, какими документами будут подтверждаться количество квалифицированного персонала, работающего у участника закупки и опыт работы участника закупки.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем, Комиссия признает жалобу обоснованной.
С учетом изложенного, рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанные действия заказчика, уполномоченного органа содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РАМКЕЙТ" на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на закупку "Поставка молока и молочной продукции" (N закупки 0328300032821000245) обоснованной.
2. Признать заказчика ((МБУ ДЮЦО "Дружба"), уполномоченный орган (управление муниципального заказа администрации города Владимира) нарушившим требования частей 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Уполномоченному органу, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 мая 2021 г. N 033/06/56.1-443/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021