Резолютивная часть объявлена 13.05.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 18.05.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.А. Кошкумбаева - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - ООО "Стройевростандарт": Е.Г. Вороновой (по доверенности),
заказчика - Государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональная образовательная организация "Прибалтийский судостроительный техникум": И.Ю. Бельской (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": Мустакимова Е.А. (по доверенности); Готовчик А.Л. (по доверенности); Т.А. Шарук (по доверенности);
рассмотрев посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "СтройЕвроСтандарт" (вх. N 3107 от 30.04.2021) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональная образовательная организация "Прибалтийский судостроительный техникум" при проведении электронного аукциона, предметом которого является ремонт гидроизоляции стен цокольного этажа корпуса N 10 "Прибалтийского судостроительного техникума" (извещение N 0335200014921001255) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 13.04.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Аукционной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, содержание раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации противоречит нормам Закона о контрактной системе, поскольку положения пунктов 3,8, 3.4, 3.5, 3.6 данного раздела предусматривают изменение условий контракта, а именно применение понижающего коэффициента, что не предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, обязательное условие о применении понижающего коэффициента, содержащееся в пункте 3.4 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации, нарушает положения части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.6 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации смета, составленная по упрощенной системе налогообложения с учетом применения п.п. 3.4. и 3.5. настоящего Контракта, должна быть согласована Заказчиком.
Заявитель полагает, что данное требование является избыточным, так как нарушает положения Закона о контрактной системе, который не возлагает на участников, применяющих упрощенную систему налогообложения обязанности составлять или пересчитывать смету.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводом жалобы Заявителя, полагает, что проект контракта, размещенный в составе Аукционной документации, полностью соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной в полном объеме.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение не согласно с доводами жалобы Заявителя и считает, что действия Заказчика при формировании Аукционной документации, в том числе проекта контракта, соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку указанные в жалобе Заявителя положения раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации не изменяют цену контракта, а лишь определяют порядок выполнения расчетов с победителем аукциона.
На основании вышеизложенного, Уполномоченное учреждение полагает, что доводы жалобы являются несостоятельными и необоснованными, в связи с чем, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
22.04.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме (извещение N 0335200014921001255) и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 728 647,09 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно положениям части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе, проектно-сметного метода.
Как установлено пунктом 1 частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.
Заказчик, при установлении начальной (максимальной) цены контракта учитывает все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, участником закупки может быть любое юридическое лицо, в том числе, освобожденное от уплаты налога на добавленную стоимость и применяющее упрощенную систему налогообложения. При этом сведения о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке.
Пунктами 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.
Согласно разделу 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии со сметной документацией, а именно локальной сметой N 2 (Локальный сметный расчет) на Ремонт гидроизоляции стен цокольного этажа корпуса N 10 "Прибалтийского судостроительного техникума", согласованной в установленном порядке ГАУ КО "Региональный центр по ценообразованию в строительстве" 08.07.2014 г., составленной в базисных ценах на 01.01.2000 и текущих ценах на 03.2014 г. с применением индекса фактической инфляции 1,0444482 и индекса прогнозной инфляции 1,02304 и не подлежит дальнейшей индексации в период выполнения работ.
В соответствии с разделом 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта включает в себя стоимость Работ, выполняемых Генеральным подрядчиком, материалов, склада временного хранения материалов, оборудования, механизмов и машин, предназначенных для выполнения Работ по Контракту, оплату всех сопутствующих работ и услуг, а также уплату всех предусмотренных действующим законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей.
Разделом 3 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации закреплены следующие положения о цене Контракта и порядке расчетов.
В соответствии с пунктом 3.1 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации цена настоящего Контракта составляет ______________________ (_______________) рублей (в том числе НДС/НДС не предусмотрен) и включает в себя стоимость Работ, выполняемых Подрядчиком, материалов, склада временного хранения материалов, оборудования, конструкций, механизмов и машин, предназначенных для выполнения Работ по настоящему Контракту, оплату всех сопутствующих Работ, в том числе затрат, связанных с выполнением строительно-монтажных, подготовительных Работ, а также уплату всех предусмотренных действующим законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации стоимость Работ, выполняемых Подрядчиком по настоящему Контракту, определена в соответствии с действующими на территории Российской Федерации строительными нормами и правилами.
Стоимость Работ определена в соответствии с Документацией, прошедшей проверку в установленном нормативными правовыми актами порядке.
Как установлено пунктом 3.8 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации цена настоящего Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения настоящего Контракта, подлежит изменению только в случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Контрактом.
Согласно пункту 3.9 раздела 4 "Проект контракта" Заказчик в пределах утверждённых бюджетных ассигнований, обязуется перечислить на счет Подрядчика твердую цену настоящего Контракта на основании подписанных Заказчиком и Подрядчиком справок о стоимости выполненных Работ и затрат по форме КС-3, подписанных Заказчиком, Исполнителем и Подрядчиком актов о приемке выполненных Работ по форме КС-2, выполненных в соответствии с Документацией, предоставленного счета на оплату, с учетом применения понижающего коэффициента (процента снижения начальной цены), рассчитанного в соответствии с условиями п.3.4. или п. 3.5. настоящего Контракта, при отсутствии у Заказчика, претензий и замечаний по количеству и качеству выполняемых работ Подрядчиком, не более чем 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком, указанных документов о приемке Работ.
Как установлено пунктом 3.3 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации в случае снижения на закупках начальной (максимальной) цены настоящего Контракта, установленной документацией о закупке, и при условии, что Подрядчик применяет общую систему налогообложения, применяется понижающий коэффициент, рассчитанный как отношение цены настоящего Контракта, предложенной Подрядчиком, к начальной (максимальной) цене настоящего Контракта.
В силу пункта 3.4 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации в случае снижения на закупках начальной (максимальной) цены настоящего Контракта, установленной документацией о закупках, и при условии, что Подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения, применяется понижающий коэффициент, рассчитанный как отношение твердой цены настоящего Контракта (общей цены), предложенной Подрядчиком, к начальной (максимальной) цене настоящего Контракта без учета суммы НДС. При этом в случае, когда понижающий коэффициент при данном расчете будет свыше 1, то он считается равным 1.
Пунктом 3.5 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации установлено, что в случае, если Подрядчик работает по упрощенной системе налогообложения, НДС в акты о приемке выполненных Работ не включается (за исключением компенсации НДС на материалы и арендованные механизмы при предоставлении подтверждающих документов). Накладные расходы и сметная прибыль определяются в соответствии с МДС 81-33.2004, МДС 81-25.2001 (с учетом внесенных изменений и дополнений) и коэффициентов, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти после введения указанных МДС.
Таким образом, Комиссией установлено, что положениями раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации однозначно установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта.
При этом, пунктами 3.3, 3.4 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации закреплены положения о порядке оплаты Контракта и выполнения расчетов с победителем Аукциона в случае снижения на электронном аукционе начальной (максимальной) цены Контракта, установленной документацией об аукционе и порядок расчета понижающего коэффициента в зависимости от применяемой победителем Аукциона системе налогообложения, поскольку при заключении Контракта с участниками Аукциона, не являющимися плательщиками НДС, сметный расчет стоимости работ и последующий расчет за выполненные работы происходят на основе применения коэффициента перерасчета, с целью соответствия сметного расчета цене Контракта.
Как пояснили в ходе заседания Комиссии представители Уполномоченного учреждения оплата Подрядчику, применяющему УСН, сумм НДС сверх сметной стоимости, прошедшей проверку в установленном порядке в государственном экспертном учреждении - ГАУ КО "ЦПЭ и ЦС", будет нарушать положения бюджетного законодательства, принцип эффективности использования бюджетных средств и приведет к его неосновательному обогащению, поскольку такой подрядчик не является плательщиком НДС. Обжалуемые Заявителем положения раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации не нарушают прав и законных интересов Заявителя, поскольку не устанавливают каких-либо преимуществ или ограничений для участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные положения раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации не предусматривают изменение условий контракта и цены контракта, а лишь определяют порядок выполнения расчетов с победителем Аукциона.
При этом, положениями пункта 3.7 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации установлено, что в случае если у Подрядчика, работающего по упрощенной системе налогообложения, в течение срока действия настоящего Контракта возникнет обязанность по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), то расходы, связанные с компенсацией НДС по Контракту, включены в цену Контракта, определенную п. 3.1. настоящего Контракта.
Следовательно, при возникновении у Подрядчика, применяющего УСН, обязательств по уплате НДС в бюджетную систему, Заказчиком осуществляет его компенсацию.
Относительно довода жалобы Заявителя, согласно которому положениями пункта 3.6 раздела 4 "Проект контракта" установлена обязанность победителя Аукциона составлять и согласовывать с Заказчиком смету контракта.
В соответствии с пунктом 3.6 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации смета, составленная по упрощенной системе налогообложения с учетом применения п.п. 3.4. и 3.5. настоящего Контракта, должна быть согласована Заказчиком.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что вышеуказанные положения раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации не закрепляют обязанности составления подрядчиком сметы, а лишь закрепляет необходимость согласования с Заказчиком сметы в случае снижения на закупках начальной (максимальной) цены Контракта, установленной документацией о закупках, и при условии, что Подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, статьей 110.2 Закона о контрактной системе закреплены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Однако, согласно разделу 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе Заказчик поручает, а Генеральный Подрядчик принимает на себя обязательства по ремонту гидроизоляции стен цокольного этажа корпуса N 10 "Прибалтийского судостроительного техникума".
Следовательно, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по текущему ремонту.
Таким образом, требования статьи 110.2 Закона о контрактной системе, в том числе, требование о том, что оплата выполненных осуществляется в пределах цены контракта и в соответствии с ее сметой, составление которой осуществляется на основании Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, не подлежат применению в рассматриваемом случае.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика при формировании Аукционной документации, в том числе, раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройевростандарт" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.А. Кошкумбаева
А.Н. Хлусова |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 мая 2021 г. N 039/06/34-471/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021