Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
МКУ "Управление городского хозяйства МО г. Кола" - Артемова В.В.,
МУ "Отдел муниципального заказа администрации Кольского района" Мостика С.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия МУ "Отдел муниципального заказа администрации Кольского района", МКУ "Управление городского хозяйства МО г. Кола" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения расположенного по адресу: г. Кола, ул. Победы, д. 20, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 и статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
29.04.2021 в Мурманское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия МУ "Отдел муниципального заказа администрации Кольского района" (далее - уполномоченный орган), МКУ "Управление городского хозяйства МО г. Кола" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения расположенного по адресу: г. Кола, ул. Победы, д. 20 (номер извещения 0349300046721000060).
Заявитель в жалобе указывает, что
1. Уполномоченный орган нарушил сроки проведения электронного аукциона;
2. Заказчик:
- не установил в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям";
- не установил требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации;
- в проекте контракта неверно установлены штрафы для Заказчика.
Заказчик с доводами Заявителя не согласен, представил письменные возражения.
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции по указанию ФАС России, жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
22.04.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация.
Заказчик: МКУ "Управление городского хозяйства МО г. Кола"
Уполномоченный орган: МУ "Отдел муниципального заказа администрации Кольского района".
Наименование объекта закупки: выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Кола, ул. Победы, д. 20.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 888 774,00 руб.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 05.05.2021.
1. Порядок проведения электронного аукциона определен в статья 68 Закона о контрактной системе.
Часть 3 статья 68 Закона о контрактной системе установлено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
При этом в пунктах 3.5, 3.7 аукционной документации установлена дата и время окончания срока подачи заявок - 30.04.2021 08.00 часов, а дата проведения аукциона - 05.05.2021. Ввиду того, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения и в ЕИС размещена проектная документации, дата проведения электронного аукциона уполномоченным органом установлена неверно.
По данному доводу жалоба признается обоснованной.
2. В статье 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения, в том числе, аукционов дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - постановление N 99).
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 2(4) постановления N 99 (в редакции от 06.08.2020), если объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, а для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, то Заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно аукционной документации, объектом электронного аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения, находящегося на первом этаже жилого дома (объекта капитального строительства), начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 888 774,00 руб. Таким образом, Заказчик в силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе обязан установить дополнительные требования в соответствии Постановлением 99.
При этом в пункте 6.3 Раздела 1 аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки не установлены, что является нарушением требований части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункта 2(4) постановления N 99.
По данному доводу жалоба признается обоснованной.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Так как объектом данной закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства, участник закупки должен быть действующим членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, снос) по договору строительного подряда в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) и представить в своей заявке действующую выписку из реестра членов СРО.
В разделе 6 "Предъявляемые участникам аукциона требования" указано: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - не установлено", что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В разделе 7 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению" указано: "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) - не установлено", что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По данному доводу жалоба признается обоснованной.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
5. Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - постановление N 1042).
Пунктом "б" части 9 постановления N 1042 определено, что если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно), то за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа составляет 5000 рублей.
В разделе 8 контракта определены ответственность сторон и порядок разрешения споров.
Пунктом 8.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту ответственность сторон предусмотрена в соответствии с постановлением N 1042.
При этом пунктом 8.2 контракта установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно).
Ввиду того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 888 774,00 руб., установленный пунктом 8.2 контракта размер штрафа не соответствует требованиям пункта 9 постановления N 1042 и нарушает часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
По данному доводу жалоба также признается обоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия МУ "Отдел муниципального заказа администрации Кольского района", МКУ "Управление городского хозяйства МО г. Кола" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого помещения расположенного по адресу: г. Кола, ул. Победы, д. 20 (номер извещения 0349300046721000060) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган - МУ "Отдел муниципального заказа администрации Кольского района" нарушившим требования части 3 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика - МКУ "Управление городского хозяйства МО г. Кола" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, части 4 статьи 31, части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 2(4) постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов", пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063"
4. Выдать МКУ "Управление городского хозяйства МО г. Кола" предписание об устранении нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 мая 2021 г. N 051/06/106-321
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021