Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Сысоева-Галиева С.Р., Жарких М.В., Гавриловой И.Г.,
без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Интра-Ортопедия",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интра-Ортопедия" (далее - Заявитель, Общество) на действия Государственного учреждения-Мурманское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик, Учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения ребёнка-инвалида в 2021 году", реестровый номер закупки: N 0249100000221000071 (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Учреждение проводило торги, извещения о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 12 апреля 2021 года.
Не согласившись с действиями Заказчика по установлению критериев оценки, Общество 30 апреля 2021 года обратилось с жалобами в Мурманское УФАС России.
В обоснование своих жалоб Заявитель указал, что что при расчёте нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" определяется на основании "Опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объёма и характера", при этом последний показатель рассчитывается двумя способами с разными коэффициентами значимости и затем суммируется. Фактически два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям.
Заявитель также полагает, что установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют. Положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок не закреплено право заказчика в качестве нестоимостного показателя указывать опыт работы подтверждаемых только исполненными государственными и муниципальными контрактами.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил свои возражения.
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции по указанию ФАС России, жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Закон о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (пункт 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимых характера и объёма.
В Приложении N 1 к Информационной карте открытого конкурса в электронной форме содержатся критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
В качестве неистоимостного критерия оценки Заказчиком установлено следующее: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки").
Показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" Заказчиком установлено:
- Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протеза сопоставимого характера и объёма (пункт 2.1.1);
- Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению протеза сопоставимого характера и объёма (пункт 2.1.2).
При этом как указано в порядке оценки в документации по показателям критерия оценки "Квалификация участника закупки" по пункту 2.1.1 оценивается объём выполняемых работ, исчисляемый в количестве предоставленных протезов, а по пункту 2.1.2 оценивается суммарный объём выполняемых работ, исчисляемый в рублях по контрактам.
Таким образом, вывод Заявителя о том, что фактически два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, является ошибочным.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Из Письма Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки" следует, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объёма как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Ни объем, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости о того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных; для медицинских или образовательных и иных организаций.
В этой связи следует учитывать, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Более того, требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт, квалификацию.
Таким образом, Заказчик вправе оценивать квалификацию (опыт) участника закупки сопоставимого характера и объёма по постановлению Правительства РФ N 1085 как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Установление Учреждением в качестве критерия оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по изготовлению протезов верхних конечностей исключительно по государственным контрактам, свидетельствует об ограничении заказчиком показателя критерия "Квалификация участника закупки", поскольку в преимущественном положении оказываются хозяйствующие субъекты, имеющие опыт выполнения названных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, не имеющими такого опыта.
Рассмотрев данные критерии, Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что требование о подтверждении сведений о наличии опыта участника копиями только государственных контрактов (с приложением актов выполненных работ), заключённых в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ" ограничивает участников закупки, что в свою очередь, нарушает часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, так как потенциальные участники могут получить баллы, только представив контракты, заключённые и исполненные в рамках обеспечения государственных нужд.
Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о том, что данное требование нарушает принцип обеспечения конкуренции и приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки, создаёт преимущественные условия для тех, кто имеет опыт исполнения по государственным контрактам.
При этом Комиссия Мурманского УФАС России не видит целесообразности выдавать предписание, так как данная закупка проводилась для конкретного ребёнка, то есть фактически является индивидуальным заказом, является социально-значимой и жизненно-необходимой для несовершеннолетнего гражданина, так как без данного протеза нижней конечности невозможно нормальное и полноценное функционирование несовершеннолетнего в его жизнедеятельности.
Руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интра-Ортопедия" на действия Государственного учреждения-Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения ребёнка-инвалида в 2021 году", реестровый номер закупки: N 0249100000221000071, обоснованной.
2. Признать Государственное учреждение-Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушившим часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф.Воронина
М.Е.Гребенюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 мая 2021 г. N 051/06/106-326/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021