Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Карапетяна С.С. (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" (далее - Заказчик), МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган), Единая комиссия (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на благоустройство территории МАОУ "Кондратовская средняя школа" (изв. N 0856600010821000157),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии выразившиеся в неправомерном отклонении заявки.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600010821000157 Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" (далее - Заказчик), МКУ "Управление закупок Пермского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на благоустройство территории МАОУ "Кондратовская средняя школа".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 800 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 23.04.2021 г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.04.2021 N0856600010821000157 заявка ИП Карапетяна С.С. (N3) отклонена по основанию: п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: Непредоставление информации, участником аукциона в составе первой части заявки в соответствии с Аукционной документацией, требованиям настоящей документации, в том числе: несоответствие показателей, характеризующих товары, показателям, установленным в приложении N 2 к документации об аукционе в электронной форме.В форме "1_часть.pdf"п. 66 Автоматический шлагбаум.Не предоставлена конкретная информация о:Классе защиты; диаметре стрелы; длине стрелы; размерах профильных труб и т.д.п. 67 Урна для раздельного сбора мусора.Не предоставлена конкретная информация о:Толщине металла; размерах a; b; c; d; e; f; g; h.п. 68 Парковая скамейка.Не предоставлена конкретная информация о размерах скамьи и т.п.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены п. 1.1 раздела 8 аукционной документации.
Информация, указанная в пункте б пункта 2 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в настоящей документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в настоящей документации (указывается на электронной площадке в соответствии с типовой формой заявки на участие в электронных процедурах, предусмотренной ч.5 ст. 24.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно приложению N 4 к документации об аукционе в электронной форме "Инструкция по заполнению первой части заявки" (далее - инструкция по заполнению заявки) в описании объекта закупки в графе "Наименование работ и требования к товарам" работы обозначены буквой Р, заключенной в круглые скобки. Товары обозначены буквой Т, заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения).
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предоставление сведений о выполняемых работах в составе первой части заявки на участие в аукционе не требуется. Участник закупки вправе не указывать в первой части заявки сведения, указанные в строках, которые обозначены буквой Р (заглавной или прописной), заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения) или оставить их без изменения. Внесение изменений в строки, которые обозначены буквой Р (заглавной или прописной), заключенной в круглые скобки (независимо от места расположения), не допускается.
В случае, если в указанной графе в какой-либо строке отсутствуют буквы Т или Р, предоставление дополнительных сведений по этой графе не требуется, Участник вправе не включать сведения, указанные в этой строке в первую часть заявки на участие в аукционе.
Согласно п. 3 раздела 5 аукционной документации описание объекта закупки содержится в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Комиссией установлено, что в Техническом задании буквой "Т" обозначены такие товары как, например, автоматический шлагбаум (правый, левый), урна для раздельного сбора мусора, парковая скамейка.
Проанализировав заявку N3 Комиссией установлено, что указанная заявка не содержит показатели, предусмотренные техническим заданием и п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках.
Так, например, в заявке ИП Карапетяна С.С. указано следующее: "Класс защиты тумбы должен быть не ниже IP44, корпус антенны должен иметь защиту не менее IP44, толщина профиля должна быть не менее 1.5 мм".
Как следствие, поскольку в заявке Заявителя отсутствуют конкретные показатели товаров, соответствующие показателям, обозначенным в Техническом задании, а также с учетом положений инструкции по заполнению, в действиях Аукционной комиссии заявки, рассматривающей заявки участников закупки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений положений Закона о закупках не имеется.
В отношении довода Заявителя о том, что Аукционная документация не отвечает требованиям Закона о закупках, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении закупки, аукционной документации окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 23.04.2021 г. Жалоба в адрес Пермского УФАС подана 04.05.2021 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, жалоба Предпринимателя на положения аукционной документации не подлежит рассмотрению.
Более того, Заявителем запросы на разъяснение положений аукционной документации не подавались. Следовательно, положения аукционной документации, в частности установленные требования к поставляемым товарам, были понятны участнику.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, предоставленными в письме ФАС России N ИА53616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Заказчиком в адрес Комиссии был представлено письмо администрации муниципального образования "Пермский муниципальный район" Пермского края МКУ "Центр бухгалтерского учета Пермского муниципального района", согласно которому обозначенные буквой "Т" по результатам закупки ставятся на бухгалтерский учет.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования, указанные в письме ФАС России N ИА53616/20 Заказчиком, Уполномоченным органом соблюдены.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Карапетяна С.С. на действия МКУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района", Единой комиссии при проведении электронного аукциона на благоустройство территории МАОУ "Кондратовская средняя школа" (изв. N 0856600010821000157) необоснованной.
2. Признать доводы жалобы ИП Карапетяна С.С. на положения Аукционной документации не подлежащими рассмотрению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 мая 2021 г. N 007586/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021