Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" Пермский филиал (вх. N 007531/э) (далее - Заявитель) на действия ФГК ВОУ ВО "Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации", при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (изв. N 0356100026221000004) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 05.05.2021 N 005468-21) рассмотрение жалобы было назначено на 13.05.2021 в 11:00 ч.
В ходе заседания Комиссии был объявлен перерыв до 10:00 17.05.2021 с целью анализа доводов жалобы и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100026221000004 ФГК ВОУ ВО "Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее также - Заказчик) проводится открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 653 352,77 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 19.05.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что заказчиком установлены показатели нестоимостных критериев "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее также - Правила N 1085).
Согласно п. 8 Правил N 1085, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно п. 11 Правил N 1085, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно п. 25 Правил N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из буквального толкования п.п. 25, 27 Правил N 1085 следует, что приведенные перечни не являются исчерпывающими и заказчики вправе самостоятельно формулировать иные показатели оценки заявок, с учетом объекта закупки, а также норм и принципов действующего законодательства о контрактной системе.
В разделе 8 конкурсной документации, Заказчиком установлены критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В частности, стоимостные критерии оценки Заказчиком не применяются на основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Установлены 2 нестоимостных критерия оценки заявок:
1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (значимость - 50%);
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость - 50%).
В качестве показателей оценки по первому критерию, заказчиком установлено следующие показатели:
1.1 Наличие безвозмездного, круглосуточного вызова представителя страховой компании, выезжающих на место ДТП по звонку Страхователя;
1.2. Бесплатная доставка оформленных полисов (в любые дни, включая праздничные и воскресные);
1.3. Эвакуация поврежденного транспортного средства владельца (участника ДТП) в случае прямого возмещения ущерба на следующих условиях: прибытие в срок, не превышающий 3 (трех) часов с момента поступления сообщения от владельца транспортного средства.
В качестве показателей оценки по второму критерию, заказчиком установлено следующие показатели:
2.1. Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера (оценивается размер страховых премий участника закупки по договорам страхования ОСАГО за 12 месяцев 2020 г., руб);
2.2. Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера (оценивается размер страховых выплат участника закупки по договорам ОСАГО на 12 месяцев 2020 г.);
2.3. Наличие у участника конкурса финансовых ресурсов (размер страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни);
2.4. Наличие у участника конкурса финансовых ресурсов (размер уставного капитала);
2.5. Деловая репутация участника конкурса (оценивается наличие действующего рейтинка надёжности по национальной шкале, присвоенного аккредитованным Банком России кредитным рейтинговым агентством (АКРА (АО), АО "Эксперт РА", ООО "НРА", ООО "НКР")).
По мнению Заявителя жалобы, бесплатная доставка полисов, выезд представителя компании и эвакуация поврежденного ТС в рамках прямого урегулирования убытков не могут служить в качестве полноценных показателей оценки, так как данные услуги оказывают все без исключения страховые компании, ввиду чего данный критерий оценки неконкурентоспособен.
Между тем, выводы Заявителя о том, что подобные услуги оказываются всеми участниками рынка, документально не подтверждены.
Исходя из анализа данных показателей оценки и порядка оценки, установленного Конкурсной документацией, Комиссия не находит данные показатели противоречащими Закону о контрактной системе и Правилам N 1085.
В части показателей критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", по мнению Заявителя, установление показателей оценки на основании общеизвестной информации, опубликованной на официальном сайте ЦБ РФ (формы ОКУД 0420162 и ОКУД 0420125), является неправомерным, поскольку заранее предрешает результаты конкурса.
Между тем, Комиссия отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. (Дело А06-6611/2009)
Комиссией не установлено препятствий, для широкого круга хозяйствующих субъектов, в возможности принять участие в открытом конкурсе. Публичность сведений, которые могут подлежать оценке, также может гарантировать открытость и прозрачность результатов конкурса.
Комиссия также отмечает, что исходя из общедоступных финансовых показателей участников рынка страховых услуг, максимальные значения по которым не принадлежат одному конкретному страховщику, а также с учетом собственной возможности принятия участия в данном открытом конкурсе, при применении страховщиками методик определения страховой премии (с учетом применяемых и устанавливаемых страховщиками самостоятельно факторов (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ)), невозможно заранее определить победителя открытого конкурса.
Кроме того, в силу действующего законодательства, Заказчик свободен в праве формулировки конкурсных критериев, исходя из цели определения наилучших условий исполнения государственного контракта, и в соответствии с нормами и принципами Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы Заявителя необоснованными.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "СОГАЗ" Пермский филиал (вх. N 007531/э) на действия ФГК ВОУ ВО "Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации", при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (изв. N 0356100026221000004) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021