Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Вега" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская детская клиническая поликлиника N 1" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию отходов медицинских класса А, Б, В (изв. N 0356500000921000071) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500000921000071 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по транспортированию отходов медицинских класса А, Б, В.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 177 532,60 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 19.05.2021 г.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к услугам, которые ограничивают количество возможных участников закупки, нарушают требования Закона закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно с п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ч.3 ст.33 Закона о закупках установлено, что Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
В соответствии с п.1.3 приложения 2 "Техническое задание" в состав закупаемых услуг входит:
- транспортирование отходов медицинских класса А и обеспечение размещения отходов медицинских класса А на объектах размещения отходов в соответствии с настоящим Техническим заданием;
- транспортирование отходов медицинских класса Б и обеспечение обезвреживания и утилизации отходов медицинских класса Б на объектах обезвреживания отходов в соответствии с настоящим Техническим заданием;
- транспортирование отходов медицинских класса В и обеспечение обезвреживания и утилизации отходов медицинских класса В на объектах обезвреживания отходов в соответствии с настоящим Техническим заданием.
В п.1.6 "Технического задания" установлено, что в целях обеспечения контроля транспортирования медицинских отходов классов А,Б,В и соблюдения требований СанПиН 2.1.3684-21 Исполнитель должен обеспечить передачу телематических данных транспортных средств в региональную навигационно-информационной систему Пермского края на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS (далее - ИС "РНИС ПК") в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 15.07.2020 N 519-п "О региональной навигационно-информационной системе Пермского края на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS и внесении изменения в Положение о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 07 сентября 2012 г. N 828-п".
Кроме того, в соответствии с п.3.1.3 технического задания Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта направляет заявку для включения в ИС "РНИС ПК" объектов мониторинга: транспортных средств, мест образовании отходов, мест утилизации по форме и на электронную почту, размещенными на официальном сайте ПКГУП "Теплоэнерго".
Данное требование коррелирует с п.4.4.5 проекта контракта, согласно которому Исполнитель обязан в течение 3-х дней с момента заключения настоящего Контракта направить заявку на обеспечение контроля и мониторинга транспортных средств Исполнителя согласно форме и по адресу, размещенным на сайте ПКГУП "Теплоэнерго".
При этом, в контракте указано, что обеспечение контроля и мониторинга транспортных средств Исполнителя осуществляется на безвозмездной основе. В п.1.7 технического задания также указано, что Исполнителю предоставляется доступ к ИС "РНИС ПК" на безвозмездной основе на срок выполнения Контракта.
Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", в соответствии с п.3 раздела 3 которой, контроль в области обращения с отходами предусматривает контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов.
В соответствии с пп.3 п.7 Временных единых требований к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (утв. МЧС России 29.12.2014 N 14-7-5552) сегмент экомониторинга, в составе КСА следующих подсистем включает систему контроля транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.
Требования к обращению с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п. 158 - 159 СанПиН 2.1.3684-21, к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.
После аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, медицинские отходы классов Б и В собираются хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение медицинских отходов, в упаковку любого цвета, кроме желтого и красного, которая должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов, и содержать следующую информацию: "Отходы класса Б, обеззараженные" и "Отходы класса В, обеззараженные", наименование организации и ее адрес в пределах места нахождения, дата обеззараживания медицинских отходов.
Последующее обращение с такими отходами обеспечивается хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение с медицинскими отходами, в соответствии с требованиями Санитарных правил к отходам класса А.
Статьей 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
В соответствии с п. 29. п. 30 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156. при транспортировании твердых коммунальных отходов запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из изложенного следует, что обращение с медицинскими отходами класса А, Б, В осуществляется в порядке, предусмотренном для обращения с ТКО, правилами обращения с которыми предусмотрено использование аппаратуры спутниковой навигации.
Региональным оператором в Пермском крае является ПКГУП "Теплоэнерго", в связи с чем, проектом договора установлены обозначенные выше и оспариваемые Заявителем требования.
Комиссия отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Кроме того оспариваемое условие оказания услуг распространяется на всех участников закупки, не создает преимущественного положения для определенных хозяйствующих субъектов.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
Довод Заявителя о том, что в п.2.1 "Технического задания" содержится указание на то, что оказание услуг по вывозу отходов осуществляется в соответствии с СаНПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", который является недействующим на дату публикации извещения о проведении оспариваемой закупки, не находит подтверждения.
В соответствии с редакцией технического задания, действующей на дату подачи жалобы, а именно 11.05.2021 г., п.2.1 изложен следующим образом:
Оказание услуг по вывозу отходов осуществляется в соответствии с:
- Федеральным законом от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
- Федеральным законом от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
- Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации",
- приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 09.12.2016 N СЭД-35-01-12-503 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края,
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания".
- СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилы помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Все обозначенные нормативные акты являются действующими на дату рассмотрения жалобы.
Комиссия также отмечает, что в соответствии с пояснениями Заказчика, на участие в закупке поступило четыре заявки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вега" на действия ГБУЗ ПК "Городская детская клиническая поликлиника N 1" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию отходов медицинских класса А, Б, В (изв. N 0356500000921000071) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021