Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ПАО "Ростелеком" (вх. N 007514/э) (далее - Заявитель) на действия МБОУ "Кишерсткая средняя общеобразовательная школа им. Л.П. Добрышевского" (далее - Заказчик), администрации Кишертского муниципального округа Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по выполнению комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный договор) (изв. N 0156600043221000033) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 04.05.2021 N 005424-21) рассмотрение жалобы было назначено на 13.05.2021 в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии был объявлен перерыв до 14:00 18.05.2021 с целью предоставления Заявителю возможности уточнения доводов жалобы, анализа доводов жалобы и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600043221000033 Администрацией Кишертского муниципального округа Пермского края (далее также - Уполномоченный орган) в интересах МБОУ "Кишерсткая средняя общеобразовательная школа им. Л.П. Добрышевского" (далее также - Заказчик) проводится открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный договор).
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 543 656,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 27.05.2021 г.
Заявитель жалобы (с учетом уточнений от 13.05.2021) считает, что:
1. По фактическому предмету закупки, Заказчиком не может быть заключен энергосервисный договор, в силу ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе.
2. В рамках одной закупки, Заказчиком, Уполномоченным органом объединены работы (услуги), выполняемые субъектом естественной монополии и другими хозяйствующими субъектами.
3. Расчет НМЦК не является объективным.
4. Условия конкурсной документации не позволяют сделать вывод о необходимости поставки теплогенераторной установки.
5. Неправомерно установлены требования о включении в состав заявки предложения о цене контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
1. Согласно ч. 1, 2 ст. 108 Закона о контрактной системе, в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 3 раздела 5 конкурсной документации, описание объекта закупки, информация о количестве товара Указаны в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта".
Исходя из положений технического задания, исполнителю по контракту необходимо выполнить:
1. Проектирование газоснабжения объекта.
2. Прокладка газопровода низкого давления протяженность 52 м (уточняется при проектировании).
3. Монтаж и подключение теплогенераторной установки с принудительной циркуляцией со 100% резервированием с использованием циркуляционного оборудования и теплогенерирующего оборудования заказчика.
4. Ввод в эксплуатацию и пусконаладочные испытания теплогенераторной установки.
Проанализировав техническое задание, подробно описывающее объект закупки, Комиссия приходит к выводу, что в составе работ отсутствуют товары, работы или услуги, относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
При этом, исходя из технического задания не предполагается, что исполнителю по муниципальному контракту необходимо осуществить подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из технического задания следует, что потребность Заказчика состоит в проектировании и прокладки газопровода внутри границ принадлежащего Заказчику земельного участка, тогда как само техническое присоединение будет осуществляться организацией, выдавшей технические условия (п. 14 ТЗ - АО "Газпром Газораспределение Пермь").
Проектирование объекта газоснабжения, прокладка газопровода низкого давления и установка теплогенераторной установки не относится к видам деятельности субъектов естественной монополии.
Таким образом, довод жалобы заявителя о том, что заказчиком неправомерно применены положения ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе, при проведении рассматриваемого конкурса, признается Комиссией необоснованным.
В этой же связи, является необоснованным довод жалобы Заявителя о том, что в рамках одного объекта закупки (лота) объединены работы (услуги), выполняемые субъектом естественной монополии и другими хозяйствующими субъектами, поскольку указанное не подтверждается фактическими обстоятельствами дела.
2. В части довода жалобы Заявителя о нарушениях при расчете начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия сообщает следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
В ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Между тем, для проведения проверки по указанному доводу, жалоба Заявителя будет направлена в управление финансов и налоговой политики администрации Кишертского муниципального округа Пермского края.
3. В части довода жалобы Заявителя о том, что условия конкурсной документации не позволяют сделать вывод о необходимости поставки теплогенераторной установки, Комиссия отмечает, в п. 2.1 проекта контракта (приложение 4 к конкурсной документации), имеется прямое указание: В рамках настоящего договора Исполнитель обязуется выполнить комплекс мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии путём осуществления действий по поставке и установке автономной теплогенераторной установки, а Заказчик обязуется выплачивать в течение срока действия договора процент от экономии расходов заказчика на производство энергетических ресурсов (их доставку) в стоимостном выражении, определенный в разделе "Цена договора и порядок расчетов".
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя признается Комиссией необоснованным.
4. В части довода жалобы о неправомерном установлены требования о включении в состав заявки предложения о цене контракта, Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 108 Закона о контрактной системе, при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок предложения о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
Между тем, фиксированный размер экономии в конкурсной документации Заказчиком не определен. Заказчиком определен лишь минимальный размер экономии, который в денежном выражении совокупных расходов заказчика на оплату энергетических ресурсов необходимых для производства и передачи тепловой энергии и теплоносителя за 5 лет составляет: 3 481 304 (три миллиона четыреста восемьдесят одна тысяча триста четыре) рубля 86 копеек, в т.ч. НДС 580 217 (пятьсот восемьдесят тысяч двести семнадцать) рублей 48 копеек.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно указано на необходимость включения в состав заявки на участие в конкурсе предложения о цене контракта, порядок подачи которого установлен Разделом 13 информационной карты конкурсной документации.
Таким образом, данный довод жалобы заявителя также является необоснованным.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" (вх. N 007514/э) на действия МБОУ "Кишерсткая средняя общеобразовательная школа им. Л.П. Добрышевского", администрации Кишертского муниципального округа Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по выполнению комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный договор) (изв. N 0156600043221000033) необоснованной;
2. Передать жалобу ПАО "Ростелеком" (вх. N 007514/э) в управление финансов и налоговой политики администрации Кишертского муниципального округа Пермского края для рассмотрения доводов в части обоснованности начальной (максимальной) цены контракта, в рамках установленной компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021