Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, заместителя начальника отдела, Р.И. Исакова, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Информационные технологии и решения" на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края при проведении совместного электронного аукциона N ЭА-N-3295/21 "Поставка компьютерного оборудования" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Информационные технологии и решения" на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "ЭТП ГПБ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000121003572 (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмом ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы проходило в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя посредством интернет - видеоконференции.
В рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 17 часов 05 минут 18 мая 2021 года.
В видеоконференции приняли участие представители: подателя жалобы - Быстров А.В., Трошанина Л.Г., уполномоченного органа - Лавров Н.А., КГКУЗ "КТЦМК" - Внуков А.Л.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, документация о проведении электронного аукциона содержит следующие нарушения.
Во-первых, нарушен подпункт "г" пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. Отсутствует список функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки.
Во-вторых, неправомерно установлена невозможность соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. По данным, полученным от производителя оборудования, требованиям к позиции "системный блок" соответствует продукция ООО "ПК Аквариус" с реестровым номером РЭ-562/21, а комплекту, включающему в себя "системный блок", "монитор", "клавиатуру", "мышь" и "ИБП" соответствует продукция ООО "ПК Аквариус" с реестровым номером РЭ-563/21.
В-третьих, нарушен пункт 3 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком". По данным от производителя ООО "ПК Аквариус", запрос информации о цене товара, как субъекту деятельности в сфере промышленности, информация о котором включена в государственную информационную систему промышленности, от заказчика не поступал.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы уполномоченный орган не согласился на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчиков уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона на поставку компьютерного оборудования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются, в том числе, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 10.07.2019 N878 установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, а также, в случае наличия обстоятельств, допускающих исключения из установленных в соответствии с настоящим постановлением ограничений, порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 порядку подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень основания для неприменения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878:
- отсутствие требуемой радиоэлектронной продукции в реестре;
- имеющаяся в реестре радиоэлектронная продукция по каким-либо характеристикам не удовлетворяет заказчика.
При этом заказчик обязан подготовить обоснование невозможности соблюдения соответствующего ограничения. Такое обоснование невозможности соблюдения ограничения должно включать:
- обстоятельство невозможности применения (отсутствие продукции в реестре или ее несоответствие требованиям заказчика);
- требования, установленные заказчиком к характеристикам продукции;
- характеристики, по которым включенная в реестр продукция, не соответствует требованиям заказчика;
- класс радиоэлектронной продукции.
Комиссией установлено, что в качестве приложения к документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе размещено "Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно указанному обоснованию радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции по состоянию на день размещения извещения в единой информационной системе.
Обоснование включает таблицу с указанием необходимых заказчику характеристик и перечня товаров. При этом такое обоснование включает в себя приложения в виде сравнительных таблиц, содержащих сведения по функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиками требованиям к радиоэлектронной продукции.
Комиссия, изучив указанное обоснование, а также его приложения, приходит к выводу, что с учетом сведений, содержащихся в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, опубликованном на сайте: https://gisp.gov.ru/documents/10546664/#, в том числе по позициям с реестровыми номерами РЭ-562/21 и РЭ-563/21, в части технических и функциональных характеристик, не представляется возможным оценить соответствие функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, поскольку такие сведения либо отсутствуют, либо указаны в объеме, не соответствующем объекту закупки, следовательно, содержащееся в составе аукционной документации обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, соответствует требованиям действующего законодательства.
По мнению Комиссии, с учетом тех данных, которые содержит Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, все необходимые сведения в соответствии с требованиями к обоснованию, регламентированные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, указаны в приложенном обосновании к аукционной документации.
С учетом вышеизложенного, в связи с тем, что ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, не предусмотрено направление официальных запросов производителям и получения по ним ответов в целях подготовки соответствующего обоснования, Комиссия делает вывод, что в действиях уполномоченного органа в части размещения невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушения Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, отсутствуют.
Кроме того, из имеющихся функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик, включенных в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по позициям с реестровыми номерами РЭ-562/21 и РЭ-563/21, Комиссия не может прийти к выводу о соответствии/несоответствии установленным в описании объекта закупки аукционной документации требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
У Комиссии отсутствуют, подателем жалобы не представлено однозначных и бесспорных доказательств, свидетельствующих о неправомерном размещении на официальном сайте обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 установлены минимальная обязательная доля закупок российских товаров и ее достижение заказчиком.
В пункте 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 установлены следующие особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок:
- при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с частями 13 и 14 статьи 22 Закона о контрактной системе заказчик учитывает исключительно товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза..., а также включенные в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при наличии) соответствующих товаров;
- при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.
В силу пункта 7 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 положения настоящего постановления о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок применяются заказчиками при подготовке таких отчета и обоснования с 1 января 2022 года.
Указанное позволяет сделать вывод, что оценка действиям заказчика в части исполнения требований Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 может быть дана, в 2022 году.
Кроме того, в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия не обладает полномочиями в отношении контроля определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, доводы заявителя о том, что заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не могут быть рассмотрены по существу.
В связи с чем, довод жалобы заявителя несостоятелен.
Таким образом, положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Информационные технологии и решения" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Р.И. Исаков |
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 мая 2021 г. N 024/06/105-1177/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021