Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
<_><_>
В присутствии:
<_><_>
рассмотрев жалобу ООО "Институт по изысканиям и проектированию объектов строительства и инфраструктуры "Кировводпроект",
У С Т А Н О В И Л А:
28.04.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Институт по изысканиям и проектированию объектов строительства и инфраструктуры "Кировводпроект" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Поповка Кирово-Чепецкого района Кировской области" (номер извещения 0340200003321003926).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 8, 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании конкурсной документации: в рамках показателя "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлено условие наличия у участника конкурса штатных специалистов и иных работников уровня квалификации "Инженер" по специальности "автомобильные дороги". Как следует из Схемы газоснабжения природным газом в д. Поповка Кирово-Чепецкого района Кировской области, размещенной в документации о закупке, в том числе раздела 4, в области проектирования распределительного газопровода дороги отсутствуют, в связи, с чем необходимость проектирования пересечения полотна автомобильной дороги не следует из документации по закупке. Техническое задание, размещенное в документации по закупке, также не содержит сведений о наличии автомобильной дороги в области проектирования. Указывает на п. 2.4 Технического задания, согласно которому проектная документация должна содержать "Документацию по пересечению подземным газопроводом автомобильной дороги Федерального значения (при необходимости)", при этом по указанной закупке, исходя из размещенной документации, отсутствуют дороги Федерального значения.
Кроме того, Заявителем направлялся запрос на разъяснение конкурсной документации аналогичного содержания, по результатам которого Заказчиком не внесены изменения в конкурсную документацию.
Таким образом, наличие данного требования Заказчика не позволяет Заявителю получить баллы по показателю "квалификация трудовых ресурсов", при отсутствии такого специалиста у участника, следовательно, ограничивает доступ Заявителя на участие в торгах, необоснованно ограничивает право Заявителя стать победителем на торгах.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 12.05.2021 года. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Заказчик, направил пояснения, из которых следует, что в соответствии с выкопировкой из Схемы трасса подземного распределительного газопровода пересекает асфальтовую автомобильную дорогу регионального значения "Просница - Каринка - Ардаши". Инженер по специальности "автомобильные дороги" обладает соответствующими знаниями о видах работ необходимых для осуществления пересечения и последующего восстановления дорожного полотна согласно установленным законодательствам нормам и правилам, что в обязательном порядке должно быть отражено в проектной документации. Просил признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
12.04.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321003926 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Поповка Кирово-Чепецкого района Кировской области". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 250 005,98 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 20.05.2021.
В соответствии с п. 2.1 приложения к Информационной карте "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и порядок их оценки", установлена оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (использование шкалы оценки), в том числе квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия оценки=40%
Коэффициент значимости критерия - 0,4
Для определения рейтинга заявки по данному критерию устанавливаются следующие показатели:
а) "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг": наличие у участника конкурса штатных специалистов и иных работников уровня квалификации "Инженер", имеющих высшее образование по специальностям (не менее одного специалиста по каждой специальности): "промышленное и гражданское строительство", "электроснабжение", "геодезия", "геология", "гидрология", "экология", "автомобильные дороги" (стаж работы по специальности от 3-х лет, включительно, и более), в том числе не менее 1-го специалиста, прошедшего профессиональную переподготовку по направлению "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" или "Сметное нормирование и ценообразование строительных работ и строительной продукции".
В качестве подтверждающих документов участник представляет надлежаще заверенные копии:
-трудовых книжек специалистов (с первого листа и до листа, следующего после последней записи) и иных документов, подтверждающих наличие у сотрудника опыта работы (трудовых договоров, гражданско-правовых договоров);
-дипломы;
-удостоверения, сертификаты/ свидетельства о повышении квалификации (переподготовке) штатных специалистов;
-выписки из Национального реестра не менее чем на двух специалистов в области проектирования,
- справку о кадровых ресурсах.
Количество баллов, присуждаемое за оценку данного показателя, устанавливается в следующем порядке:
- при отсутствии хотя бы одного штатного специалиста квалификации "Инженер", имеющих высшее образование по специальностям (не менее одного специалиста по каждой специальности): "промышленное и гражданское строительство", "электроснабжение", "геодезия", "геология", "гидрология", "экология", "автомобильные дороги" (стаж работы по специальности от 3-х лет, включительно, и более), в том числе не менее 1-го специалиста, прошедшего профессиональную переподготовку по направлению "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" или "Сметное нормирование и ценообразование строительных работ и строительной продукции", а также при отсутствии документов, подтверждающих предоставленные участником закупки сведения - значение оценки в баллах - 0;
- при наличии штатных специалистов квалификации "Инженер", имеющих высшее образование по специальностям (не менее одного специалиста по каждой специальности): "промышленное и гражданское строительство", "электроснабжение", "геодезия", "геология", "гидрология", "экология", "автомобильные дороги" (стаж работы по специальности от 3-х лет, включительно, и более), в том числе не менее 1-го специалиста, прошедшего профессиональную переподготовку по направлению "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" или "Сметное нормирование и ценообразование строительных работ и строительной продукции" до 7 человек (включительно), при наличии документов, подтверждающих предоставленные сведения - значение оценки в баллах - 50;
- при наличии штатных специалистов квалификации "Инженер", имеющих высшее образование по специальностям (не менее одного специалиста по каждой специальности): "промышленное и гражданское строительство", "электроснабжение", "геодезия", "геология", "гидрология", "экология", "автомобильные дороги" (стаж работы по специальности от 3-х лет, включительно, и более), в том числе не менее 1-го специалиста, прошедшего профессиональную переподготовку по направлению "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" или "Сметное нормирование и ценообразование строительных работ и строительной продукции" от 8 человек и более, при наличии документов, подтверждающих предоставленные сведения - значение оценки в баллах - 100.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно приложению к конкурсному заданию, для оценки заявок на участие в открытом конкурсе будут учитываться критерии:
цена государственного контракта - 60%;
нестоимостные критерии оценки - 40 %.
Заказчиком исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 11 Правил: установлены значимость рассматриваемого показателя в размере 40%.
Одним из показателей, раскрывающим нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будет являться квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг: наличие у участника конкурса штатных специалистов и иных работников уровня квалификации "Инженер", имеющих высшее образование по специальностям (не менее одного специалиста по каждой специальности), в том числе по специальности "автомобильные дороги" (стаж работы по специальности от 3-х лет, включительно, и более).
При рассмотрении жалобы Заказчик пояснил, что в ходе выполнения аналогичных работ по проектированию линейного объекта капитального строительства распределительный газопровод в д. Слободка (ГК N 48402аэф-л1 от 19.04.2018 г.), с. Ильинское (ГК N 0340200003318001357-0068548-02 от 23.04.2018 г.), в д. Новая Малиновка (ГК N 034020000331801362-0068548-02 от 23.04.2018 г.), д. Гремячка (ГК N 034020000331801363-0068548-02 от 23.04.2018 г.) Вятскополянского района Кировской области, при отсутствии у подрядчика специалиста квалификации "автомобильные дороги", возникли негативные последствия: необходимость доработки проектной документации, просрочка исполнения обязательств по государственным контрактам, не включение в проектную документацию в сводный сметный расчет затрат на производство работ по благоустройству территории, куда должны включаться работы по разборке и восстановлению дорожных покрытий.
Показатели не препятствуют, по мнению Заказчика, участникам закупки к участию в конкурсе, при невысоком коэффициенте значимости не предрешают исхода закупки, не создают преимущества конкретному лицу, и не ограничивают конкуренцию, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ.
Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.
При этом, предоставив участникам закупки возможность подтвердить наличие соответствующего специалиста иными документами, подтверждающими наличие у сотрудника опыта работы (трудовых договоров, гражданско-правовых договоров) Заказчик предоставил участникам закупки альтернативные варианты исполнения данных условий.
Таким образом, установив балльное ранжирование по нестоимостному критерию "квалификация трудовых ресурсов" исходя из количества специалистов в штате и их квалификации , Заказчик не нарушил требования Закона о контрактной системы и Постановления N 1085, поскольку Заказчик вправе установить такой подкритерий оценки заявок как - "наличие в штате организации специалистов, имеющих высшее образование, соответствующее профилю оказываемых услуг".
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Институт по изысканиям и проектированию объектов строительства и инфраструктуры "Кировводпроект" на действия Заказчика - КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Поповка Кирово-Чепецкого района Кировской области" (номер извещения 0340200003321003926).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
<_><_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12 мая 2021 г. N 043/06/54.3-357/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021