Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии:
при участии посредством ВКС:
рассмотрев жалобу ООО "Инвал-Забота",
У С Т А Н О В И Л А:
05.05.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Инвал-Забота" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" при заключении контракта по результатам аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Подгузники для взрослых) (извещение N 0340200003321003587).
Заявитель сообщает, что ООО "Инвал-Забота" соответствует требованиям, предусмортренным ст. 29 Закона о контрактной системе, следовательно, имеет право претендовать на предоставление преимуществ в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15%.
Рассмотрение жалобы назначено на 12.05.2021 г., откладывалось на 13.05.2021 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении материалов жалобы в отсутствие своего представителя.
Заказчик, направил пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы: ООО "Инвал-Забота" не может претендовать на преимущества, установленные ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе, поскольку учредителем Заявителя является Калининградская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", которая является региональной общественной организацией и обладающей полной самостоятельной правосубъектностью. Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в том числе общественной организации), преференции, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе региональные. Данный вывод следует из письма Минфина России от 14.02.2018 г. N 24-01-07/9059, а также ФАС России от 28.03.2018 г. N ИА/21098/18.
Заслушав пояснения Заказчика и Заявителя, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
05.04.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321003587 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Подгузники для взрослых). Начальная (максимальная) цена контракта - 505 200,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 14.04.2021 года.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.04.2021 г. контракт заключается с участником - ООО "Инвал-Забота", который предложил наиболее низкую цену контракта (328 206,00 руб.) и, заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
23.04.2021 г. Заказчиком сформирован и направлен проект контракта для подписания его победителем электронного аукциона. 28.04.2021 г. ООО "Инвал-Забота" разместило протокол разногласий к проекту контракту.
В соответствии с п. 6.3 Информационной карты Заказчиком для организаций инвалидов установлено преимущество в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги.
По результатам рассмотрения данного протокола Заказчиком принято решение об отсутствии оснований для внесения изменений в проект контракта, поскольку у Заказчика отсутствуют основания предоставлять преференции, предусмотренные ст. 29 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Правила предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила N 341) и перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее - Перечень), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341.
Согласно заявке Заявителя (N109628087), которая была представлена Уполномоченным учреждением на рассмотрение материалов жалобы, ООО "Инвал-Забота" является организацией инвалидов и соответствует критериям, предусмотренным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.
Согласно абз. 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) общественные организации и ассоциации (союзы) могут иметь территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами, выполняющие функции общественных организаций и ассоциаций (союзов) на соответствующей территории и не являющиеся их филиалами или представительствами, если иное не установлено федеральными законами. Территориальные подразделения не являются участниками таких общественных организаций и ассоциаций (союзов). Территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов), не являющиеся их филиалами или представительствами, создаются в организационно-правовой форме общественных организаций и ассоциаций (союзов).
Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) установлены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения, в том числе в форме общественной организации.
Согласно статье 14 Закона N 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
В соответствии со ст. 15 Закона N 82-ФЗ общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО "Инвал-Забота" со 100% долей уставного капитала является Калининградская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - КОО ООО ВОИ).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ВОИ www.voi.ru, КОО ООО ВОИ является региональной организацией ВОИ.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте КОО ООО ВОИ http://voi39.ru, Калининградская областная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" является региональной организацией (отделением) общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".
Статьей 1 Устава общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов. Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. ВОИ, организации ВОИ являются юридическими лицами с момента государственной регистрации.
Статьей 16 Устава ВОИ установлено, что в структуре ВОИ региональные организации ВОИ являются вышестоящими организациями для местных организаций ВОИ и нижестоящими по отношению к ВОИ.
Структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации.
Организации ВОИ обязаны в своей деятельности соблюдать Устав ВОИ. Решения органов вышестоящих организаций ВОИ обязательны для исполнения органами нижестоящих организаций ВОИ. Вышестоящие органы ВОИ могут передавать рассмотрение отдельных вопросов на решение нижестоящим организациям ВОИ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации
Статьей 17 Устава ВОИ установлено, что в пределах территории одного субъекта Российской Федерации может быть создана только одна региональная организация ВОИ.
Следовательно, на основании решения ВОИ может быть создана только одна региональная организация общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которая и является частью многоуровневой структуры ВОИ.
В соответствии с пунктом 1 Устава КОО ООО ВОИ является областной организацией (отделением) общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", действует на территории Калининградской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и Программой ВОИ.
Таким образом, Калининградская областная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" является структурными подразделениями Общероссийской общественной организации ВОИ и осуществляют свою деятельность в соответствии с Уставом и Программой ВОИ.
Исходя из изложенного, следует, что КОО ООО ВОИ является общероссийской общественной организацией инвалидов, которой Заказчик обязан был предоставить преимущество в отношении предлагаемой ей цены контракта в размере до пятнадцати процентов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.
Обоснование Заказчиком отсутствия оснований для применения к Заявителю преференций, предусмотренных ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе письмами ФАС России N ИА/21098/18 от 28.03.2018 г., а также Министерства финансов РФ N 24-01-07/9059 от 14.02.2018 г., непринято, поскольку позиция, указанная в данных письмах не запрещает применение преимуществ региональным организациям, которые являются структурными подразделениями (отделениями) общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".
С учетом сложившейся судебной практики (Определение Верховного суда РФ N 307-ЭС19-15772 от 18.09.2019 г., Определение Верховного суда РФ N 310-ЭС20-9439 от 17.06.2020 г., Постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу N А07-28767/2018 от 04.07.2019 г., Постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу N А07-60-48514/2018 от 07.06.2019 г.,), позиции ФАС России, отраженной в письме ИА/21098/18 от 28.03.2018 г., а также позиции Министерства финансов РФ, отраженной в письме N 24-01-07/9059 от 14.02.2018 г., Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком положения ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе. Доводы Заявителя признаются обоснованными.
Устранение данного нарушения возможно путем выдачи предписания.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Инвал-Забота" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" при заключении контракта по результатам аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Подгузники для взрослых) (извещение N 0340200003321003587) в связи с нарушением Заказчиком ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении нарушений.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 13 мая 2021 г. N 043/06/29-367/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021