Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии:
Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Казанова Н.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Карауловской А.К. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной центр судебно-медицинской экспертизы" - Шакурова М.М., на основании доверенности от 30.04.2021 N 1; Кудлай С.П., на основании доверенности от 30.04.2021 N 2;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ЦКДН" - Кошкиной Е.И., на основании доверенности от 03.03.2021; Петухова И.В., на основании доверенности от 03.03.2021;
от государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Сахалинской области" - Клубковой А.П., на основании доверенности от 09.01.2021;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦКДН" (ИНН 9709055937) (далее - заявитель, общество) на положения аукционной документации, утвержденной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинской областной центра судебной-медицинской экспертизы" (ИНН 6501130587) (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования для ДНК-анализа" (извещение N 0361200015021001798) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28.04.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации, которая по мнению общества не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) поскольку заказчик ввел требование об использовании конкретного набора реактивов, выпускаемого конкретным производителем, в связи с чем, просит признать указанные требования нарушающие положения вышеназванного закона и обязать заказчика внести изменения в документацию об электронном аукционе.
Уведомлением-требованием от 28.04.2021 N 05-1877 рассмотрение жалобы по существу назначено на 30.04.2021 в 14 часов 45 минут.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения во исполнения указанного выше уведомления представили запрашиваемые документы, а также письменные и устные пояснения по существу жалобы, согласно которым считают ее необоснованной.
Комиссия, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются в том числе электронные аукционы.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На заседание Комиссии установлено, что заказчиком и уполномоченным учреждением во исполнение приведенных положений Закона о контрактной системе 12.04.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования для ДНК-анализа" (извещение N 0361200015021001798), а также аукционная документация, утвержденная заказчиком в части описания объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом в приведенной норме определены случаи, при которых допускается указание на товарный знак без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент", а именно при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела следует, что предметом закупки является в том числе приобретение и поставка запасных частей:
запасных частей и расходных материалов используемых при оказании услуг для системы автоматизированного выделения ДНК из экспертных образцов "AutoMateExpress" (таблица 2);
запасных частей и расходных материалов используемых при оказании услуг для проведения технического обслуживания системы анализа ПЦР 7500 Applied Biosystems (таблица 3);
запасных частей и расходных материалов используемых при оказании услуг для проведения обслуживания генетического анализатора 3500 KIT, PM 3500 (таблица 4).
При этом из жалобы следует, что заявителем оспаривается пункт 2 таблицы N 3 согласно которому заказчиком приобретается набор для проверки работоспособности прибора N 4343895 Quantifiler Human DNA Quantification Kit, однако общество считает, что для проверки работоспособности могут быть использованы реактивы различных производителей, а не конкретных.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав Техническое задание, не установила нарушений правил описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе, поскольку положения названного Закона не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
При этом отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
Как указано ранее, Законом о контрактной системе, допускается использование в описании объекта закупки указаний на товарный знак при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" следует, что эксплуатационная документация производителя (изготовителя) это документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
Из письма Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) от 05.02.2016 N 09-С-571-1414 возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
При этом согласно письму Росздравнадзора от 22.06.2017 N 04-31270/17 совместная эксплуатация отдельно зарегистрированных медицинских изделий одного производителя и принадлежностей (в том числе реагентов и расходных материалов) другого возможна при условии указания в документации производителя возможности совместного использования и подтверждения результатами экспертиз качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, в том числе в комплекте регистрационной документации.
Заказчиком в материалы дела представлены письма производителя оборудования, согласно которым материалы и запасные части, используемые для ремонта и технического обслуживания оборудования, должны быть новыми, не бывшими в употреблении, и сопровождаться документами, подтверждающими их подлинность и совместимость с данной моделью оборудования (сертификат).
Как было указано выше, в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчикам предоставлено право покупать товар с указанием товарного знака при необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В данном случае заказчик воспользовался указанным правом, тогда, как заявителем не представлено доказательств того, что заказчик мог удовлетворить свою потребность в оборудовании, запасных частях и комплектующих посредством покупки иного товара, чем тот, который установлен у заказчика и который требуется заменить, то есть не доказал, что ремонт оборудования мог быть произведен за счет оборудования иных торговых марок и которые являются совместимыми с оборудованием находящимся у заказчика.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦКДН" (ИНН 9709055937) на положения аукционной документации, утвержденной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинской областной центра судебной-медицинской экспертизы" (ИНН 6501130587) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования для ДНК-анализа" (извещение N 0361200015021001798) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: Н.А. Казанов
А.К. Карауловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 30 апреля 2021 г. N 065/06/106-297/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021