Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Казанова Н.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Карауловской А.К. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей уполномоченного органа - Кожухова Н.А., Аткишкин И.В.
при участии от заказчика - Смирнова Д.А., от заявителя ИП Доля К.А.
в отсутствие представителей от уполномоченного органа и заявителя,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Доля Константина Александровича (ИНН 650109261979) (далее - Заявитель, ИП) на действия аукционной комиссии Администрации города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок (ИНН 6501026762) (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона по объекту: Поставка расходных материалов для кузовного ремонта автомобилей (извещение N 0161300000121000293) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
23.04.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя, согласно которой, аукционная комиссия нарушила требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявки ИП.
Рассмотрение жалобы по существу назначено на 29.04.2021.
Стороны, будучи извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу явились на заседание Комиссии, а также воспользовались правом на участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи. Вместе с тем, от уполномоченного органа поступили письменные возражения на жалобу.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
12.04.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении аукциона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены в информационной карте аукционной документации.
В инструкция по заполнению заявки указано, что если в "ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" значение показателя технического или функционального параметра содержит слова "от...до...", "не более", то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры без слов "от...до...", "не более".
В Техническом задании заказчик установил требования к "Пасте полировальной":
Nп/п |
Наименование |
Технические характеристики |
Объем |
Фасовка |
Ед. измерения |
Кол-во |
3 |
Паста полировальная |
Представляет собой высокоэффективный абразивный материал, применяется на авторемонтных лакокрасочных покрытиях для устранения рисок, которые остаются после шлифования зернистостью от Р1200 до Р1500 |
(1 _0,05) л. |
бутылка |
шт. |
15 |
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, и в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В ходе анализа заявки заявителя, Комиссией установлено, что в первой части заявки предпринимателем указана информации о товаре, предлагаемом к поставке, со словами "от...до...": зернистостью от Р1200 до Р1500. Следовательно нарушены положения инструкции.
Таким образом жалоба заявителя признается необоснованной.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу приведенных положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной антимонопольной службы России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), а также сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Учитывая вышеприведенные положения Закона о контрактной системе, а также письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 заказчики, осуществляющие закупку по правилам вышеуказанного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки, в том числе разработать инструкцию по заполнению заявки таким образом, чтобы у участников закупки не возникали ошибки технического характера при заполнении и формировании своих заявок, при этом необходимо учитывать, что инструкция по заполнению заявки должна быть установлена должным образом, то есть не вызывать двоякого понимания потребности заказчика и предоставления недостоверной информации, что в последствии может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В Техническом задании заказчиком определены характеристики товаров (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики). Из данных характеристик усматривается, что при описании товаров заказчиком используются многочисленные символы, предлоги, диапазонные значения, правила чтения которых приведены в разделе V документации об электронном аукционе
Также в п. 3 Технического задания содержится наименование товара "Паста полировальная" и технические характеристики "Представляет собой высокоэффективный абразивный материал, применяется на авторемонтных лакокрасочных покрытиях для устранения рисок, которые остаются после шлифования зернистостью от Р1200 до Р1500"
Из буквального толкования положений технического задания следует, что заказчиком установлен диапазон значений к показателю рисок, которые остаются после шлифования зернистостью от Р1200 до Р1500, а не функциональному или техническому параметру самой пасты.
Фактически, как установлено на заседании Комиссии и не оспаривалось представителем заказчика, что существует паста полировальная, которая представляет собой высокоэффективный абразивный материал, применяемый по авторемонтным лакокрасочным покрытиям для удаления рисок, которые остаются после шлифования полировальными кругами зернистостью P1200 или P1500.
При этом у пасты имеется свой функциональный параметр, например "Абразивность P1500".
Также существуют круги шлифовальные зернистостью, например P1200 или P1500.
При этом со слов заявителя, и не отрицалось заказчиком, на товарном рынке не имеется кругов шлифовальных и пасты полировальной с наличием характеристик "Р1201, Р1202, Р1203, Р1204 и тд.".
Несмотря на это, заказчик указал применение пасты для устранения рисок, которые остаются после шлифования зернистостью от Р1200 до Р1500, то есть в диапазонном значении.
Таким образом, Заказчик МУП "Транспортная компания" признается нарушившим п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая в совокупности вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Доля Константина Александровича (ИНН 650109261979) на действия аукционной комиссии Администрации города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок (ИНН 6501026762) при проведении электронного аукциона по объекту: Поставка расходных материалов для кузовного ремонта автомобилей (извещение N 0161300000121000293) - необоснованной.
2. Признать заказчика - МУП "Транспортная компания" нарушившим положения п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Администрации города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок и МУП "Транспортная компания" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: Н.А. Казанов
А.К. Карауловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 апреля 2021 г. N 065/06/106-295/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021