Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Казанова Н.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Карауловской А.К. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
при участии представителя от заказчика - Поликарповой Е.А.;
при участии представителя от заявителя путем видеоконференцсвязи -Мацькова В.В.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс - Мед" (ИНН 9717091569) (далее - заявитель) на положения закупочной документации, утвержденной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" (ИНН 6501025568) (далее - заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Поставка расходного материала для сосудистой хирургии" (извещение N 0361200009121000047) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
22.04.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения закупочной документации, которая, по его мнению, не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в частности позиции 1 - 19 технического задания составлены с нарушением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145. Кроме того в совокупности с другими параметрами, ограничения установленные Заказчиком привели к тому, что под позиции 1, 5-17 не подходит ни один стент периферический зарегистрированный на территории РФ.
Рассмотрение жалобы по существу назначено на 28.12.2020 в 11 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 указанной выше нормы определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе аукционы (электронные аукционы).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как установлено на заседание Комиссии и следует из материалов дела, 15.04.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении запроса котировок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Вместе с этим в соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с п. 5, 6 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара с обоснованием необходимости использования такой информации.
Заказчик на заседании пояснил, что протяженность поражений просвета сосуда у пациентов с атеросклеротической болезнью или после реканализации тотальной окклюзии может быть различной в диапазоне >= 8.0000 <= 200.0000 и более в зависимости от анатомии пациента. Заказчик установил и обосновал дополнительную характеристику "Применяемая длина стента: ... мм", которая будут удовлетворять его потребности в качественном оказании медицинской помощи, а именно будет не короче протяженности поражения периферической артерии. Удаленность вышеуказанных поражений от места пункции так же дифференцируется в зависимости от анатомии пациента, поэтому длина системы доставки, как указано в коде КТРУ :>= 80.0000 <= 150.0000 имеет общий характер. Заказчик установил и обосновал дополнительную характеристику "Применяемая система доставки:...мм", чтобы указать наиболее распространённую удаленность поражения на расстояние от места пункции до места расположения самого поражения. Заказчик указал, что применяемая длина системы доставки должна покрывать это расстояние. Если не ограничить этот параметр, то потенциальные участники торгов могут указать систему доставки короче, чем требуется для оказания качественной медицинской помощи, что повлечет к ее неоказанию, либо к некачественному оказанию медицинской помощи и нанесению дополнительной травмы пациенту в виду использования дополнительного инструментария.
Из описания объекта закупки на 14 позиций необходимых заказчику с различной длиной, в системе классификации существует только 3 кода КТРУ для "Баллонорасширяемых непокрытых металлических стентов для периферических артерий" отличающиеся между собой только по диаметру стента, а именно 7, 8 и 9 мм, и отсутствует возможность выбрать необходимую длину.
По 5 позициям технического задания необходимых заказчику, с различной длиной в системе классификации существует только 3 кода КТРУ для "Саморасширяемых непокрытых металлических стентов для периферических артерий" отличающиеся между собой только по диаметру стента, а именно 9, 10 и 12 мм и отсутствует возможность выбрать необходимую длину.
В позиции 12 техническою задания Заказчик допустил опечатку и дважды указал параметр описываемого объекта закупки. Параметры не противоречат друг другу, в этой связи потенциальный участник имеет возможность дважды указать предлагаемые параметры.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
При этом в части 9 вышеуказанной нормы указано, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Несмотря на вышеуказанные положения Закона о контрактной системе заявителем не представлено доказательств свидетельствующих о том, что ни один стент периферический зарегистрированный на территории РФ не подходит под требования заказчика.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы, Комиссией признаются необоснованными.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс - Мед" (ИНН 9717091569) на положения закупочной документации, утвержденной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" (ИНН 6501025568) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Поставка расходного материала для сосудистой хирургии" (извещение N 0361200009121000047) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: А.К. Карауловская
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 апреля 2021 г. N 065/06/106-292/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021