В соответствии с приказом Омского УФАС России от 12.05.2021 N 90 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании поступившей (вх. N 4527э от 11.05.2021) информации, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) закупки, осуществленной бюджетным учреждением Омской области "Калачинская областная межрайонная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - учреждение, заказчик, аукционная комиссия) в форме электронного аукциона "Поставка весов лабораторных" (извещение N 0352200023321000001) (далее - аукцион, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1. 07.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352200023321000001 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 233777,58 руб.
08.04.2021 и 13.04.2021 в извещение и документацию об аукционе внесены изменения.
12.04.2021 размещены разъяснения положений документации об аукционе.
21.04.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона от 23.04.2021 все участники закупки приняли участие в процедуре проведения аукциона, наименьшее ценовое предложение составило 151955,28 руб.
Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 28.04.2021 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, победителем признано ООО "Производственно-торговая группа Логус" с ценой контракта151955,28 руб.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Из содержания обращения (вх. N 4527э от 11.05.2021) следует, что участниками закупки ООО "ПТГ Логус" и ООО "МЕДЛИН" были представлены недостоверные сведения о предлагаемом к поставке товаре, вместе с тем аукционной комиссией заказчика заявки данных участников были признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Комиссией Омского УФАС России 11.05.2021 была рассмотрена жалоба N 055/06/67-461/2021, содержащая аналогичные доводы, жалоба была признана необоснованной на основании части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе, в связи с отсутствием достаточных доказательства представления недостоверных сведений.
Вместе с тем, в целях соблюдения требований законодательства о контрактной системе, а также прав участников закупки, с учетом поступления новых сведений и информации, Омским УФАС России проводится настоящая проверка.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
По определению (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их единые (аукционные) комиссии должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании части 2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 69 Федерального закона установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из совокупности приведенных норм следует, что единые (аукционные) комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Объектом закупки в данном случае являются весы лабораторные. Описание объекта закупки сформировано в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Комиссией Омского УФАС России установлено:
1) Участником закупки ООО "ПТГ Логус" к поставке предложен товар "Весы ВЛ-124В", производства ООО "НПП ГОСМЕТР" (страна происхождения Россия). Указанные в первой части заявки характеристики полностью соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.
При это заявка содержала, в том числе следующие значения показателей (диаметр платформы - 90 мм, глубина - 330 мм, высота - 327 мм, масса - 6 кг).
В Описании типа средства измерений (Приложение к Свидетельству об утверждении типа средств измерений N 70157) указаны значения массы и размеров весов для различных модификаций.
Так для модификации ВЛ-124В указаны (диаметр чашки весов - не более 91 мм, длина - не более 356 мм, высота - не более 338 мм, масса - не более 6,2 кг).
По мнению, Комиссии предложение участника в полной мере соответствует установленным предельным значениям массы и размеров весов.
Указанное, в том числе подтверждается письмами производителя товара ООО "НПП ГОСМЕТР" (исх. N 149/ГМ от 01.04.2021, N 220/ГМ от 12.05.2021), в которых подтверждается готовность произвести товар с указанными в первой части заявки характеристиками. Производитель также отмечает, что Описание типа средства измерений содержит указание на максимальные габаритные размеры.
Таким образом, заявка ООО "ПТГ Логус" содержала достоверную информацию о предлагаемом к поставке товаре, следовательно, правомерно была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
2) Участником закупки ООО "МЕДЛИН" к поставке предложен товар "Весы лабораторные МЛ", производства ООО "МИДЛиК" (страна происхождения Россия). Указанные в первой части заявки характеристики полностью соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.
При это заявка содержала, в том числе следующие значения показателей (время стабилизации - 3,5 сек, глубина - 330 мм, высота 327 мм, масса - 6 кг).
В Руководстве по эксплуатации указаны значения массы и размеров весов для различных модификаций.
Так для модификации предлагаемой участником закупки (время стабилизации - 6 сек, глубина - 360 мм, высота 345 мм, масса - 6,8 кг).
В целях проверки достоверности представленных сведений Омским УФАС России был сделан запрос производителю товара ООО "МИДЛиК" (исх. N 03-4533 от 12.05.2021), на который был получен ответ (вх. N 4807 от 17.05.2021), содержащий информацию о том, что ООО "МИДЛиК" не производит "Весы лабораторные МЛ" специального класса точности с максимальным пределом взвешивания 110 г с характеристиками, указанными участником закупки в первой части заявки.
Таким образом, участником закупки ООО "МЕДЛИН" представлены недостоверные сведения о товаре, следовательно, заявку общество следовало отстранить от участия в электронном аукционе. Однако в нарушение части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заявка ООО "МЕДЛИН" была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
3) Участниками закупки ООО "ПРИБОРСЕРВИС" и ООО "КАРАТ" предложен к поставке товар, страной происхождения которого является Китай. Указанные в первой части заявки характеристики полностью соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.
Руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения Омской области "Калачинская областная межрайонная станция по борьбе с болезнями животных" и его аукционной комиссии нарушение требований статьи части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению Омской области "Калачинская областная межрайонная станция по борьбе с болезнями животных", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. По выявленным нарушениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 мая 2021 г. N 03-08/55-2021 (ключевые темы: документация об электронном аукционе - участники закупок - контрактная система в сфере закупок - аукционная комиссия - заявка на участие в электронном аукционе)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021