Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "СтройСервис") на действия Главного управления контрактной системе Омской области и его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, единая комиссия) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по реконструкции сетей водоснабжения с. Куликово Калачинского муниципального района Омской области (Реестровый номер 21.13.0222)" (извещение N 0152200004721000258) для нужд Администрации Калачинского муниципального района Омской области (далее - заказчик),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность N 010/21 от 10.05.2021);
заказчика - "_" (доверенность от 04.05.20210), "_" (доверенность от 04.05.2021);
уполномоченного органа - "_", начальника, "_" (доверенность N 137 от 03.02.2021),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба общества (вх. N 4475э от 11.05.2021) на действия единой комиссии уполномоченного органа, по мнению заявителя, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Жалоба также содержала доводы в части обжалования положений конкурсной документации. Согласно части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Учитывая изложенное, доводы жалобы в части обжалования положений конкурсной документации Комиссией рассмотрены быть не могут.
2. Из материалов конкурса следует, что 08.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0152200004721000258 и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 81 124 210 руб.
09.04.2021 внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и в конкурсную документацию.
04.05.2021 размещен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, согласно которому заявки всех участников признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
04.05.2021 размещен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, согласно которому победителем признано ОАО "ПМК-2 "Сельхозводстрой" с ценой контракта 80973210 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя указано, что единой комиссией уполномоченного органа неправомерно признаны соответствующими требованиям конкурсной документации заявки ОАО "ПМК-2 "Сельхозводстрой" и ООО "СтройИнвест", так как данными участниками не внесены соответствующие взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, следовательно, уровни их ответственности не соответствуют заключаемой сделке.
В силу статьи 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (пункт 2 части 3 статьи 54.2, абзац 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона о контрактной системе дублируют указанное требование).
В пункте 2.1.1 конкурсной документации содержится следующее требование к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки
членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в частях 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу пункта 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 4.9.3 конкурсной документации: "вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать требуемые в конкурсной документации информацию и документы, а именно: "Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам такого конкурса, установленным в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ или копии таких документов (пункт 2.1.1 раздела I документации):
- выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданные по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 года N 86, или копии таких выписок
ИЛИ
- выписки из единого реестра членов саморегулируемых организаций (в соответствии с частью 13 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации), или копии таких выписок.
Представление таких выписок не требуется участникам закупки, перечисленным в частях 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Частями 3 и 4 статьи 54.7 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Проверив заявки участников закупки, Комиссия установила, что в составе вторых частей заявок ОАО "ПМК-2 "Сельхозводстрой" и ООО "СтройИнвест" были представлена копии выписок из реестра членов саморегулируемой организации.
Комиссия Омского УФАС России отмечает, что необходимым условием участия в спорной закупке в силу положений конкурсной документации является собственно факт членства в саморегулируемой организации.
Факт членства участниками закупки подтверждён и не оспаривается сторонами, в связи с чем заявки ОАО "ПМК-2 "Сельхозводстрой" и ООО "СтройИнвест" правомерно были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
Необходимо также отметить, что при подаче заявки на участие в данной закупке ООО "СтройСервис" было выражено безусловное согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика, и, подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке и действующего законодательства.
Таким образом, участник закупки, не реализовавший своего права на подачу запроса на разъяснения положений документации об электронном аукционе (статьи 54.3 Федерального закона о контрактной системе), а равно не обжаловавший положения документации в контрольный орган, несет риск наступления негативных последствий.
Важно также учитывать, что единая комиссия, рассматривая заявки, действовала в строгом соответствии со статьей 54.7 Федерального закона о контрактной системе, проверяя указанные заявки на соответствие положениям конкурсной документации.
Комиссия Омского УФАС России особо отмечает, что единая комиссия уполномоченного органа не вправе отступать от фактических требований закупочной документации (аналогичный вывод сделан Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении по делу N А33-39510/2019).
При этом довод заявителя о том, что "возможность повышения уровня ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда на момент заключения контракта противоречит принципу обеспечения конкуренции, установленному в статье 8 Закона о контрактной системе, так как это может привести к созданию неравных условий между участниками закупки, одни участники, совершившие все необходимые действия (внесение взносов, повышение уровня ответственности) будут иметь уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда соответствующий их ценовым предложениям, а другие будут вправе его изменить после подведения итогов лишь в случае, если им это выгодно", отклоняется Комиссией поскольку условия допуска к участию в электронном аукционе одинаковы для всех. Внесение соответствующих взносов участником электронной процедуры до подачи заявки на участие в ней не ставит его в неравное положение с участником, не выполнившим это требование так как на этот момент, они оба в любом случае пребывают в одинаковых условиях.
Данные выводы соответствуют судебной практике Омского УФАС России по делу N А46-16109/2020.
Таким образом, Комиссия Омского УФАС России не усматривает в действиях единой комиссии уполномоченного органа нарушений требований законодательства о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в конкурсе, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис" на действия Главного управления контрактной системе Омской области и его единой комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по реконструкции сетей водоснабжения с. Куликово Калачинского муниципального района Омской области (Реестровый номер 21.13.0222)" (извещение N 0152200004721000258) для нужд Администрации Калачинского муниципального района Омской области.
2. На основании части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе доводы жалобы общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис" на положения конкурсной документации не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 мая 2021 г. N 055/06/54.7-510/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021