Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ГБУ "СРЦ ВВ И ВС" и ООО "Медотходы",
рассмотрев жалобу ООО "Медотходы" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "СРЦ ВВ И ВС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по утилизации медицинских отходов класса "Б" для нужд учреждений Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в 2021-2023 годах (Закупка N 0373200040121000010) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 12.05.2021
N ЕО/26772/21, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком Приложением N1 к технической части аукционной документации неправомерно установлены требования: "Уничтожение (термическое обезвреживание) медицинских отходов класса "Б", что, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) также, не устанавливает, что утилизация или обезвреживание отходов класса "Б" возможна только путем термического обезвреживания.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с "МУ 3.1.2313-08. 3.1 Профилактика инфекционных заболеваний. Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных одноразового применения. Методические указания", утвержденному от 15.01.2008 Главным государственным врачом РФ, шприцы после их использования помещаются в одноразовые герметичные непрокалываемые емкости, а затем транспортируют с целью последующего уничтожения термическими методами (сжиганием).
Кроме того, п. 200 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на полигоне ТКО допускается размещение обезвреженных и обеззараженных медицинских отходов класса "Б" только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование).
Комиссия Управления отмечает, что установление Заказчиком требований к способу утилизации подобным образом не ограничивает конкуренцию, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок, согласно которому подано 8 заявок, при этом все заявки признаны соответствующими, а также, согласно протоколу проведения электронного аукциона от 12.05.2021 N0373200040121000010-2, снижение составило 60%.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Также согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно сокращен срок окончания подачи заявок, с учетом нерабочих дней, определенных Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г." (далее - Указ N242), что не позволяет осуществить в полной мере действия по подаче запросов на разъяснение положений аукционной документации, а также подготовить и подать заявку на участие в закупке.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 28.04.2021 N0373200040121000010 начальная (максимальная) цена контракта составляет 798 460,00 рублей.
В силу ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 28.04.2021 N0373200040121000010 дата и время окончания подачи заявок определена "11" мая 2021 г. 09 часов 00 минут., при этом разъяснения положений документации об аукционе предоставляются по запросам, поступившим к Заказчику в период с даты публикации извещения по "08" мая 2021 г.
Согласно Указу N 242 в целях сохранения тенденции сокращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации и в соответствии со ст. 80 Конституции постановлено установить с 4 по 7 мая 2021 г. включительно установлены нерабочие дни. Органам публичной власти, иным органам и организациям определить количество служащих и работников, обеспечивающих с 1 по 10 мая 2021 г. включительно функционирование этих органов и организаций.
На основании ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются, в том числе: 1 и 9 мая - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем ч.1 ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем ч.1 ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном ч.5 ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 N24-01-07/32282, в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе о контрактной системе исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указом N 242 нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом о контрактной системе минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом о контрактной системе изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 242.
При этом положения вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 N24-01-07/32282 не обязывают Заказчиков вносить изменения в документацию по закупке в случае, если срок окончания подачи заявок на участие в закупке приходится с 4 по 7 мая 2021 г., а имеют рекомендательный характер с указанием на то, что заказчики вправе внести в соответствии с Законом о контрактной системе изменения в извещение об осуществлении закупки в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 242.
Таким образом, нерабочие дни, объявленные Указом N 242, относятся к числу мер, установленных в целях сохранения тенденции сокращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации и в соответствии со ст. 80 Конституции, и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям вышеназванного Указа.
Данный вывод отражен в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2021 по делу N А40-95981/2020.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, с учетом положений Указа N 242, участники закупки не были ограничены в возможности подать запрос на разъяснения положений аукционной документации, поскольку у участников было 10 дней для подачи запросов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в период с 4 по 7 мая 2021 года, заказчики (уполномоченные органы) вправе осуществлять закупки с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о контрактной системе, и установление Заказчиком срока подачи заявок с 28.04.2021 по 11.05.2021 не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медотходы" на действия ГБУ
"СРЦ ВВ И ВС" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России N ЕО/26772/21 от 12.05.2021.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии А.А. Кутейников
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О. Тел. 8-495-784-75-05 (доб. 077-166)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 мая 2021 г. N 077/06/106-8119/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021