Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услугУправления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ООО "Полимер-рус",ФГБОУ ВО "РГУ им. А.Н. Косыгина",
рассмотрев жалобу ООО "Полимер-рус"(далее -Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "РГУ им. А.Н. Косыгина" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объекта ФГБОУ ВО "РГУ им. А.Н. Косыгина" (Закупка N 0373100099821000004)(далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,
специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России
NЕО/26559/21 от 11.05.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлены требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также дополнительные требования в части наличия у них опыта выполнения соответствующих работ, поскольку объектом закупки является выполнение ремонта объекта капитального строительства.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
На основании ч.2 ст.52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов дополнительные требования.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что техническим заданием не предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту, поскольку оспариваемые виды работ, а именно, установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах, прокладка внутренних трубопроводов канализации, прокладка внутренних трубопроводов водоснабжения и отопления, врезка в действующие внутренние сети трубопроводов отопления, прокладка воздуховодов, а также прокладка трубопроводов отопления не оказывают влияния на безопасность объекта капитального строительства и не являются капитальными, ввиду того, что согласно действующему законодательству в сфере строительства критериями отнесения работ к текущему или капитальному ремонту являются цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Так, представитель Заказчика пояснил, что в составе работ предусмотрена частичная замена дверных блоков без затрагивания несущих конструкций, а именно по данному виду работ следует демонтировать, а потом установить в тот же проем, один дверной блок.
Также представитель Заказчика пояснил, что согласно Приложению N7 к постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к текущему ремонту относится, в том числе, следующее: "5. Оконные и дверные заполнения Смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений".
При этом представитель Заказчика добавил, что текущий ремонт системы водоснабжения включает мероприятия по устранению неисправностей, не связанных с прекращением предоставления коммунальных услуг или аварийным затоплением, в то время как капитальный ремонт направлен на полное восстановление эксплуатационных свойств инженерной системы или ее отдельных узлов, что подтверждается, в частности, положениями п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ, согласно которому капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Вместе с тем представитель Заказчика пояснил, что ГрК РФ не содержит в себе перечень видов работ, которые можно однозначно отнести к капитальному или текущему ремонту, таким образом, Заказчик при разработке документации руководствовался рядом ведомственных актов.
Так, согласно приложению N 7 "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170) к текущему ремонту относятся, в частности: "12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжение: Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях".
При этом п.3 Приложения N 8 к вышеуказанным правилам "Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда" установлено, что к капитальному ремонту можно отнести полную замену существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения.
Таким образом на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках исполнения контракта по данной закупке предполагается выполнение работ по частичной замене отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения с целью устранения неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации здания, обеспечения надлежащего технического состояния инженерных систем отдельных помещений здания, а также поддержания эксплуатационных показателей здания без затрагивания несущих конструкций или иных конструктивных элементов здания или изменения параметров здания, что отвечает характерным признакам текущего ремонта согласно ст. 55.24 ГрК РФ.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а именно, документов, свидетельствующих об относимости указанных работ к работам по капитальному ремонту, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом на основании вышеизложенного, а также на основании пояснений представителя Заказчика Комиссия Управления приходит к выводу, что выполнение ремонтных работ в данном конкретном случае не относится к работам капитального характера, таким образом, указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Также в составе своей жалобы Заявитель указывает на то, что в составе аукционной документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, устанавливаемые постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99 (далее - постановление Правительства N99).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Данные требования установлены п.2 "Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" Приложения N1 постановления Правительства N99.
При этом Комиссия Управления отмечает, что на основании вышеизложенного указанные виды работ не относятся к работам капитального характера, что, в свою очередь, исключает необходимость в установлении вышеуказанных дополнительных требований.
Таким образом указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Полимер-рус" на действия ФГБОУ ВО "РГУ им. А.Н. Косыгина" необоснованной.
2. Снять ограничения на осуществление закупки, наложенные письмом Московского УФАС России NЕО/26559/21 от 11.05.2021.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии В.А. Матвеев
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
to77-stupchenko@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 мая 2021 г. N 077/06/106-8048/2021о
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021