На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка действий ФГБУ "НМИЦ Кардиологии" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходного материала (148) (Закупка N 0373100015820000139) (далее - аукцион).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференсвязи) в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ Кардиологии" Минздрава России: Власова С.А. и Иванова И.М. (по дов. Nб/н от 13.05.2021) участвовали посредством конференц-связи,
ООО "Медортопедика": Витык Н.И. (по дов. N03-21 от 12.01.2021),
Мацькова В.В. (по дов. N03-09 от 01.11.2020),
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.05.2021 N ЕО/26560/21, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам по п. 17 "Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, режущий 32.50.13.110-00030", поскольку совокупности установленных характеристик отвечает товар единственного производителя - Scoreflex, производитель OrbusNeich, Нидерланды/Китай.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику необходимо обладать документальным подтверждением такой потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика, не согласившись с доводами жалобы, пояснил, что, совокупности требований к товару по п.17, помимо указанного в жалобе производителя, соответствует также товар AngioSculp, Medtronic (США), однако документов, подтверждающих данное утверждение представителем Заказчика не представлено, что не позволяет Комиссии Управления сделать вывод о том, что такой товар также может быть предложен к поставке.
Вместе с тем, представитель Заказчика по данному доводу жалобы также отметил, даже при установлении требований к товарам по вышеуказанной позиции таким образом, что совокупности установленных требований отвечает товар единственного производителя, это не свидетельствует об ограничении количества участников закупки и о нарушении требований Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заказчика не указал на то, какими безусловными преимуществами по отношению к аналогичным изделиям обладает товар Scoreflex, производитель OrbusNeich, что не позволяет Комиссии Управления однозначным образом сделать вывод о том, что, такая потребность действительно имеется у Заказчика, и что указанные товары превосходят аналогичные товары по своим характеристикам.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что аукционная документация не содержит обоснований, подтверждающих объективную потребность Заказчика в товарах конкретного производителя с указанными в документации характеристиками.
Также Комиссия Управления отмечает, что документы и сведения, подтверждающие такую потребность, не представлены Заказчиком на заседании Комиссии Управления.
В то же время, включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе (п.2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации.
2. В составе жалобы Заявитель указывает на неправомерное формирование и обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта.
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5,8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
П.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет правомерности обоснования и расчета НМЦК не относится к компетенции Московского УФАС России.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации не указано количество поставляемого товара, при этом Заказчиком указана цена за единицу товара и количество единиц товара в отношении которых установлена НМЦК.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчику, осуществляющему большой объем рентгенохирургических вмешательств, для обеспечения непрерывной и полноценной работы отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения, для оказания эффективной помощи пациентам, необходимы имплантируемые медицинские изделия, расходные материалы или инструменты. Вместе с тем какие именно изделия и инструменты понадобятся в том или ином случае заранее неизвестно, в связи с чем потребность будет зависеть от заболеваний, с которыми в учреждение здравоохранения обратятся пациенты. В связи с этим форма закупки, предусмотренная п. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, при которой отсутствует определенное количество товара, позволяет реализовать принцип эффективного использования источников финансирования, и полностью отвечает интересам как пациентов, так и государства, а также соответствует положениям Закона о контрактной системе.
При этом в силу ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Вместе с тем Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Заявитель в жалобе также указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к показателю "Френч", а также по мнению Заявителя Заказчик неправомерно включил в один лот стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство, катетеры баллонные для ангиопластики периферических артерий, стенты для сонной артерии непокрытый металлический, катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартные, катетеры баллонные для коронарной ангиопластики, режущие. Так, по мнению Заявителя, каждое из указанных медицинских изделий может использоваться без технологической и функциональной взаимосвязи с другими объектами закупки, например, катетеры баллонные для ангиопластики периферических артерий, стенты для сонной артерии непокрытый металлический не могут использоваться технологически и функционально с другими медицинскими изделиями, указанными в аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Единица измерения диаметров медицинских инструментов "Френч (F)", использованная при составлении технического задания для описания параметров товаров, является универсальным принятым во всем мире обозначением диаметров медицинских устройств и инструментов, применяемых в эндоваскулярной хирургии (и не только). Система описания параметров медицинских инструментов с использованием единицы измерения "Френч" принята как единая система, позволяющая оценивать диаметры инструментов и их совместимость между собой независимо от типа изделия и фирмы-производителя. Все без исключения эндоваскулярные инструменты, представляющие собой катетеры цилиндрической или конической формы, имеют маркировку диаметров в единицах измерения "Френч".
Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ) также включает характеристики катетеров, применяемых для эндоваскулярных вмешательств, обязательные для применения, измеряемые в единицах "Френч", например код КТРУ N 32.50.13.110-00005347. В соответствии с вышеизложенным применение единицы измерения "Френч" не требует дополнительного обоснования при составлении аукционной документации.
Представитель Заказчика пояснил, что для обеспечения непрерывной и полноценной работы отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения с точки зрения оказания эффективной помощи пациентам с различными формами ИБС требуется комплексная единовременная закупка всех инструментов и имплантируемых устройств, которые могут потребоваться в различных клинических ситуациях.
Технология коронарного стентирования характеризуется многообразием типов выполняемых вмешательств, связанным с вариабельностью форм поражения коронарных артерий, различными по сложности анатомическими условиями, сопутствующими состояниями пациента, требующими единовременного наличия множества типов диагностических инструментов, коронарных стентов, баллонных катетеров различных типов и модификаций, а также специфических инструментов, применяемых при особо сложных вариантах поражений (хронических тотальных окклюзиях; многососудистых, бифуркационных, периферических поражениях; извитых вариантах анатомии и др.). Формирование многокомпонентного заказа подразумевает заказ комплекса необходимого инструментария, совместимого между собой, для обеспечения полноценного функционирования лечебного учреждения по рассматриваемому виду помощи.
Таким образом, для обеспечения полноценной и бесперебойной работы отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения целесообразно единовременное и комплексное обеспечение полной модельной и размерной линейкой всех необходимых инструментов для коронарного стентирования, необходимых как для повседневной практики, так и для сложных и нестандартных случаев, без разделения перечня заказа по типам устройств.
Обоснованием указанного сочетания инструментов является клиническая потребность одномоментного выполнения вмешательств на бассейнах коронарных и сонных артерий, когда характер поражения является клинически значимым и определяет состояние пациента, как с точки зрения тяжести течения ишемической болезни сердца, так и с точки зрения риска развития острого нарушения мозгового кровообращения, либо факта уже состоявшегося ишемического инсульта. С учетом клинической значимости указанного сочетания поражений коронарных и брахиоцефальных артерий Министерством Здравоохранения Российской Федерации был утвержден Протокол клинической апробации N2019-7-6 "Оказание медицинской помощи больным с мультифокальным атеросклерозом методом одноэтапного стентирования коронарных и сонных артерий", при этом Заказчик входит в перечень клиник, участвующих в реализации данного Протокола клинической апробации и, следовательно, имеет практическую потребность в одномоментном заказе соответствующего инструментария для выполнения симультанных вмешательств на сонных и коронарных артериях.
Вместе с тем Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медортопедика" на действия ФГБУ "НМИЦ Кардиологии" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к товару по п.17.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам проведения закупки заключен Государственный Контракт N20/08-214 от 25.08.2020 и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии А.З. Касимова
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О. тел. 8 495-784-75-05 (доб.077-166)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 мая 2021 г. N 077/06/106-8047/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2021