Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБЛПУ "Лечебно-оздоровительный центр МИД России": С.Л. Разуванова (доверенность от 17.05.2021 Nб/н),О.А. Бармотиной (доверенность от 14.05.2021 Nб/н), ООО "АПРО": В.А. Гусевой (доверенность от 27.08.2020 Nб/н), Т.В. Шиловой (доверенность от 27.08.2020 Nб/н),
рассмотрев жалобу ООО "АПРО" (далее - Заявитель) на действия ФГБЛПУ "Лечебно-оздоровительный центр МИД России" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплекс рентгеновский диагностический с системой архивирования и передачи изображения -PACS (Закупка N 0373100004121000002) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕО/26789/21 от 12.05.2021, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к товару, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе аукционной документации Заказчиком неправомерно не установлен запрет предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N1236), поскольку, предметом закупки является, в том числе поставка программного обеспечения. Кроме того, Заявитель указывает, что в реестре российского программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru/reestr/?name= имеются сведения о программной системе центральный архив медицинских изображений (Запись в реестре N6073 от 19.11.2019), которая относится к тому же классу программного обеспечения 04.15 Информационные системы для решения специфических отраслевых задач.
П.2 постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пп. "г" п. 2 (1) постановления N 1236 для целей применения пункта 2 постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
При этом постановлением N 1236 определен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также требования к содержанию такого обоснования. Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Комиссия Управления отмечает, что объектом закупки является комплекс рентгеновский диагностический с системой архивирования и передачи изображения -PACS, при этом в технической части аукционной документации Заказчиком предъявлены требования к товарам, в частности к товару п.2 "Программное обеспечение рабочего места врача-клинициста".
Одновременно с этим на заседании Комиссии Управления установлено, что в силу требований к вышеуказанному товару программное обеспечение должно находиться в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с постановлением правительства РФ N1236, вместе с тем, в аукционной документации не установлен запрет, предусмотренный постановлением N 1236, при этом обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотренное постановлением N 1236 в составе закупочной документации также отсутствует.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поскольку по своей сути данное программное обеспечения будет являться предустановленным, Заказчику Постановлением N1236 не вменена обязанность соблюдения его положений.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что п.2 постановления N1236 установлен исчерпывающий перечень случаев не установления запрета.
Доказательств наличия вышеуказанных обстоятельств Заказчик не представил. Более того, заказчик не разместил в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения вышеуказанного запрета.
При этом в Постановлении N1236 отсутствуют исключения в отношении программного обеспечения, которое не выступает в качестве самостоятельного предмета закупки, - запрет установлен в целом на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации.
2. Также Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе регистрационного удостоверения на требуемые к поставке медицинские изделия.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п.3 ч.5 ст.66 вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с Закона о контрактной системе, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с Закона о контрактной системе они передаются вместе с товаром.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с ч.4 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
П.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.
Кроме того вышеуказанная позиция также подтверждается письмом
ФАС России от 23 октября 2014 г. N АД/43043/14.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не отрицал тот факт, что требуемые к поставке товары являются медицинскими изделиями.
Однако, Комиссией Управления установлено, что в п.26 Информационной карты аукционной документации отсутствует требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки регистрационных удостоверений на поставляемые медицинские изделия.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе регистрационного удостоверения на требуемые к поставке медицинские изделия.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно не использован типовой контракт, разработанный для заключения контракта на поставку медицинских изделий, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (далее - Приказ Минздрава России N 724н).
В силу ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что Приложением N 1 к Приказу Минздрава России N 724н установлен исчерпывающий перечень обязательных типовых условий, которые должны включаться в контракты, предметом которых является поставка медицинских изделий.
Так, Заявитель указывает, что в проекте контракта, размещенного Заказчиком отсутствуют положения, предусмотренные п. 3.1.3.-3.1.5, 3.2.1., 3.3.2., 4.2., п. а) п. 5.3., 6.1.-6.5. ч.13 Приложением N 1 к Приказу Минздрава России N 724н.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не использованы типовые условия контракта, утвержденные Приложением N 1 к Приказу Минздрава России N 724н, что нарушает положения ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе.
4. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что предметом закупки предусмотрена поставка программно-аппаратного комплекса с предустановленным программным обеспечением, при этом в проекте государственного контракта Заказчиком неправомерно не установлено условие предоставления прав на поставляемое программное обеспечение.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком закупается единый программно-аппаратный комплекс, по своей сути с уже предустановленным программным обеспечением, таким образом, заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования программного обеспечения в его классическом понимании не требуется и не предусмотрено положениями закупочной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В свою очередь представителем Заявителя на заседании Комиссии Управления не представлено документов и сведений однозначно и неопровержимо свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, в виду чего, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Согласно доводам жалобы Заказчиком проектом государственного контракта установлены положения не предусматривающие возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссией Управления установлено, что Извещением о проведении электронного аукциона закупка предусмотрены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем Комиссией Управления также установлено, что согласно п.6.3.14 аукционной документации предусмотрено, в том числе следующее: "Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам проведения электронного аукциона, среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в соответствии с пунктом 25 части III. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА", освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений пункта 1.12 части II "ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА", в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке".
Таким образом, положениями аукционной документации предусмотрена возможность предоставления обеспечения согласно положениям ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы является необоснованным.
6. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно объединены в одну закупку товары функционально и технически не связанные между собой, которые могут быть использованы отдельно.
В жалобе Заявитель указывает, что согласно технической части аукционной документации требуется поставить аппарат рентгеновский, систему архивирования, обработки и передачи медицинских диагностических изображений (PACS) центра обработки данных и радиологическую информационную систему. Так, Заявитель указывает, что поставка рентгенаппарата является по сути поставкой медицинского оборудования, являющегося медицинским изделием. Радиологическая Информационная Система - это инновационное программное обеспечение, предназначенное для поддержки и комплексного управления диагностическим центром. Система полностью интегрируется с другими системами и обеспечивает бесперебойный обмен данными в пределах учреждения. Её основные функции включают в себя: оформление заказов, создание описаний диагностических исследований, создание отчетов, а также администрирование.
По мнению Заявителя, требования, предусмотренные технической частью аукционной документации к радиологической информационной системе не означают использование ее вместе с рентгенаппаратом, а из характеристик следует, что данная система будет являться центром обработки данных всего лечебного учреждения, с возможностью дальнейшего подключения к ней такого оборудования, как УЗИ, аппарат МРТ, КТ, маммографии.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком закупаются такие товары как рентгенаппарат, АРМ (автоматизированное рабочее место врача) и систему архивирования, обработки и передачи медицинских диагностических изображений, которые в свою очередь являются медицинскими изделиями. При этом представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное оборудование не будет функционировать отдельно друг от друга, поскольку рентгенаппарат напрямую связан с АРМ. Так, местом работы врача на рентгенаппарате является АРМ, сделанный врачом снимок на рентгенаппарате далее отправляется в систему архивирования.
Комиссия Управления отмечает, что учитывая тот факт, что действующее законодательство предоставляет Заказчику право на организацию процедуры по закупке именно тех товаров, которые он счел необходимым, решение о предмете размещения закупки принимается Заказчиком, уполномоченным органом, следовательно, указанные лица при размещении закупки наделены правом самостоятельного выделения отдельных лотов, правом выставления предмета закупки единым лотом, а также правом определения его содержания.
Более того, предположение Заявителя о том, что к закупаемой системе архивирования в последствии могут быть подключены иные аппараты, не отменяют тот факт, что на данный момент, Заказчику требуется именно комплекс рентгеновский диагностический с системой архивирования и передачи изображения -PACS.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса оборудования, с теми техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемому оборудованию в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью поставить необходимое оборудование. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Также, Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании лота и документации об электронном аукционе устанавливать такие условия определения поставщика, которые соответствовали бы всем существующим на рынке поставщикам.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя является необоснованным.
7. Также Заявитель указывает, что при описании объекта закупки в технической части аукционной документации Заказчиком установлена позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 26.60.11.113-00000096 "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая", при этом указанный код КТРУ отсутствует в Извещении о проведении закупочной процедуры, в то время как присутствует исключительно код ОКПД2 26.60.11.110 "Аппараты, основанные на использовании рентгеновского излучения, применяемые в медицинских целях, включая хирургию, стоматологию, ветеринарию".
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно общераспространённой в практике разрешения подобных споров, в случае противоречия извещения о закупке остальной документации об аукционе приоритет имеет извещение о закупке.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что аукционная документация не должна содержать в себе противоречий, более того, содержание технической части аукционной документации (ссылки на позиции государственных стандартов по требованиям не предусмотренным КТРУ 26.60.11.113-00000096) очевидно свидетельствует о том, что указание на данную позицию каталога целенаправленно включено в техническую часть аукционной документации.
При этом, Комиссия Управления также отмечает, что обоснование необходимости использования информации не предусмотренной позицией каталога размещенное Заказчиком в графе "Комментарии" не является надлежащим обоснованием, поскольку содержит лишь ссылки на позиции государственных стандартов, без указания обоснования применительно непосредственно к Заказчику и его конкретной и обоснованной необходимости в обладании изделием той или иной характеристики.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в аукционной документации установлена противоречивая информация о требуемых к поставке изделиях, а также использованы функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, которые не предусмотрены позицией КТРУ, без надлежащего обоснования установления таких характеристик.
8. Кроме того в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено.
В силу п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст.30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Комиссией Управления установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 300 000,00 рублей, при этом в нарушение п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе в Извещении о проведении электронного аукциона, а также в п.25 Информационной карты Заказчиком указано, что аукцион проводится среди субъектов малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АПРО" на действия ФГБЛПУ "Лечебно-оздоровительный центр МИД России" обоснованной в части не установления запрета, предусмотренного постановлением N1236, не установления требования к составу второй части заявки о предоставления регистрационного удостоверения, не применения типовых условий контракта, предусмотренных Приказом Минздрава России N 724н, допущенных разночтений в части указания кода ОКПД2 и кода КТРУ в закупочной документации, а также в части установления требований к товарам не предусмотреных позицией КТРУ, без надлежащего обоснования установления таких характеристик.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14, ч.6 ст.66, ч.11 ст.34, ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Д.А. Аносов
Н.С. Лушникова
Исп.Д.А. Аносов 495-784-75-05 (доб. 124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2021 г. N 077/06/106-8137/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021