На основании поступившей 11.05.2021 вх. N 4341 информации от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управление Росреестра по Республике Хакасия, Заявитель, Заказчик), положений пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия) в составе:
- ..., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководитель Комиссии,
- ..., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,
- ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,
- ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,
в период с 13.05.2021 года по 17.05.2021 года проведена внеплановая проверка деятельности государственного заказчика - Управления Росреестра по Республике Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для средств печати и копирования данных (закупка N 0380100001521000009), по результатам которой Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Хакасским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 15.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 183 300,00 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об Аукционе утверждена руководителем Управления Росреестра по Республике Хакасия _;
6) дата и время начала подачи заявок 15.04.2021 11:35;
7) дата и время окончания подачи заявок 28.04.2021 10:00;
8) дата и время проведения аукциона 30.04.2021 10:45;
9) на участие в Аукционе подано 7 заявок, все участники допущены к участию в Аукционе и признаны участниками в Аукциона.
10) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 6 участников, лучшее предложение о цене контракта составило 79 724,00 рублей (снижение 56,51 % от НМЦК).
11) победителем Аукциона признан участник ООО "ВРМ".
12) на момент проведения проверки, Контракт находится на стадии заключения.
1. Согласно обращения Заявителя в Техническом задании, являющемся приложением к контракту, ошибочно указано количество поставляемых картриджей Q2612A 44 штуки, тогда как согласно НМЦК и извещения о проведении электронного Аукциона Заказчику требуется к поставке 60 штук.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить Извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, в котором в том числе должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, указанная в документации об Аукционе, должна быть аналогична информации, указанной в Извещении о проведении Аукциона.
Установлено, что в разделе "Информация об объекте закупки" Извещения о проведении Аукциона Заказчиком в том числе указано на необходимость поставки картриджей Q2612A в количестве 60 штук.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта также было произведено Заказчиком исходя из потребности в 60шт. картриджей Q2612A.
Вместе с тем, в Аукционной документации, а именно в Описании объекта закупки, которым служит Техническое задание, являющиеся приложением N 1 к Контракту, указано на необходимость поставки картриджей Q2612A в количестве 44 штук.
Таким образом, информация о количестве требующегося к поставке товара (картриджей Q2612A) в Извещении и документации об Аукционе - различна, что недопустимо и является нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Следует отметить, что фактически такое нарушение привело к тому, что все участники Аукциона выразили согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения Аукциона, т.е. на поставку картриджей Q2612A в количестве 44 штук. Комиссия полагает, что именно поэтому, НМЦК в ходе проведения Аукциона была столь значительна снижена - на 56,51 %.
Вместе с тем, к целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблении, создание равных условии для участников. Согласно пунктов 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношении должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения являются существенными и повлияли на результаты определения поставщика, в связи с чем, имеется необходимость для выдачи Заказчику предписания об устранении таких нарушений.
2. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Пунктом 5 вышеназванных Правил предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
В силу пункта 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Следовательно, Заказчик, принимая во внимание, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе), должен предусмотреть в проекте контракта все возможные случаи применения штрафных санкций, в том числе и по пунктам 5 и 6 Правил.
Таким образом, ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта и ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, которое не имеет стоимостного выражения не установлена Заказчиком в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042" внесены изменения: в пунктах 3, 6, 9 Правил слова "в виде фиксированной суммы, определяемой" исключены, а в пункты 11 и 12 Правил внесены изменения: слова "начисленной неустойки (штрафов, пени)" заменены словами "начисленных штрафов". Указанные изменения вступили в силу с 14.08.2019.
Вместе с тем, в пунктах 6.8, 6.9 проекта контракта Заказчиком указано, что "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени)..", а в пунктах 6.4 и 6.6 проекта контракта Заказчиком указано, что "Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы", что не соответствует действующей на момент размещения закупки редакции Правил, утв. Постановлением N 1042, и является нарушением требований частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следует также отметить, что Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" часть 7 статьи 34 после слов "цены контракта" дополнена словами "(отдельного этапа исполнения контракта)", после слов "предусмотренных контрактом" дополнена словами "(соответствующим отдельным этапом исполнения контракта)". Вместе с тем, в пункте 6.3 проекта контракта Заказчик не учёл таких изменений.
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в рамках проведения настоящей внеплановой проверки, являются существенными, повлияли на результаты определения поставщика, что дает достаточные основания Комиссии для выдачи предписания, направленного на устранение таких нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления N 1576, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать в действиях Заказчика при проведении Аукциона нарушение частей 5 и 8 статьи 34, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику и его комиссии, а также оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Хакасского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Руководитель Комиссии Члены Комиссии
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 17 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021