Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель
Комиссии:
Члены Комиссии:
в отсутствие представителей от заявителя - ООО "Портер" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом),
в присутствии представителя от заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации:
- Примаковой Татьяны Михайловны (представитель по доверенности от 14.08.2020 N 50),
рассмотрев жалобу ООО "Портер" и материалы дела N027/06/64-540/2021,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Портер" (далее - заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку рентгенконтрастных лекарственных средств (извещение N 0322100002521000086).
По мнению заявителя описание объекта закупки составлено с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), т.к совокупность характеристик товара, указанных в п. 9 раздела 4 аукционной документации "Техническая часть" (далее - Техническая часть) соответствует товару одного производителя - Джи И Хэлскеа АС со страной происхождения - Норвегия. Более того, заказчиком в нарушение требований постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N1380) при описании объекта закупки указаны иные характеристики лекарственного препарата, при этом, в аукционной документации отсутствует обоснование невозможности описать лекарственные препараты в соответствии с требованиями п. 5 постановления Правительства РФ N1380.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0322100002521000086 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.04.2021.
Объект закупки - поставка рентгенконтрастных лекарственных средств.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 070 000,00 рублей.
От заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) в Хабаровское УФАС России поступил отзыв по существу жалобы ООО "Портер" в соответствии с которым считает жалобу ООО "Портер" необоснованной в полном объеме.
Рассмотрев жалобу ООО "Портер", с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу подп. "и" ч. 5 постановления Правительства РФ N1380 при описании объекта закупки не допускается указывать иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Согласно подп. "а" ч. 6 постановления Правительства РФ N1380 описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик.
Согласно п. 1 Технической части объектом закупки является лекарственное средство с международным непатентованным наименованием - Йогексол.
В п. 9 Технической части заказчиком определены следующие характеристики товара: Объем наполнения первичной упаковки/потребительской упаковки:
1. Отсутствие противопоказаний для больных с анамнезом эпилепсия и церебральные инфекции. Отсутствие ограничений для отдельных групп пациентов в разделе "с осторожностью": при исследовании пациентов с поллинозом, пищевой аллергией, рассеянным склерозом, серповидно-клеточной анемией, облитерирующим тромбангиитом, острым тромбофлебитом, выраженным атеросклерозом, пожилого возраста; при исследовании пациентов с сахарным диабетом, нарушением функции почек. Отсутствие ограничений по времени повторного введения препарата;
2. Возможность введения препарата с помощью автоинжектора;
3. Возможность нагрева препарата до температуры 37 °C перед применением. Беременные пациенты не входят в группу исключения при назначении препарата.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России во исполнение подп. "а" ч. 6 постановления Правительства РФ N1380 заказчиком в состав Технической части включено обоснование необходимости использования характеристик, указанных в п. 9 Технической части, согласно которому:
1. Требование об отсутствии противопоказаний обусловлено потребностью учреждения в наличии универсального диагностического средства, для оказания своевременной, качественной высокотехнологичной медицинской помощи с минимальными побочными действиями всем группам населения без ограничений, в том числе беременным, а также связанных с отягощенным анамнезом, в том числе для пациентов с анамнезом эпилепсия, церебральные инфекции;
2. Использование автоматических инжекторов влияет на качество контрастирования благодаря заранее запрограммированному протоколу исследования (объем, скорость):
- для соблюдения современных протоколов исследования (высокая скорость введения больших объемов контрастного препарата) в целях получения качественных высококонтрастных изображений;
- высокая скорость введения контрастного препарата (по протоколу) позволяет сократить объем контрастного препарата, что является благоприятным и безопасным фактором для пациента;
3. Нагрев контрастных препаратов до температуры 37°C перед применением рекомендован в целях снижения вязкости, а значит, и вероятности нежелательных явлений и возможности безопасного проведения диагностической процедуры. Нагрев позволяет увеличить скорость введения препарата, то есть повысить диагностическую и лечебную эффективность процедуры.
Из пояснений представителя заказчика следует, что при описании объекта закупки заказчик исходил из специфики своей деятельности и потребности, установление в п. 9 Технической части характеристик товара обусловлено необходимостью достижения при оказании медицинской помощи наилучшего терапевтического эффекта и максимального исключения любых нежелательных реакций.
Из системного толкования п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе допускает включение заказчиком в документацию об аукционе таких товаров и требований к товару, их технических и функциональных характеристик, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Более того, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика.
Следовательно, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.05.2021 N0322100002521000086-1 до установленной в извещении о проведении электронного аукциона даты окончания срока подачи заявок подано пять заявок от участников закупки с идентификационными номерами 14, 10, 137, 46, 226.
В ходе анализа первых частей заявок участников закупки, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее:
Участником закупки с идентификационным номером 14 предложен к поставке товар, определенный п. 1 Технической части производства - ОАО "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синез", Россия;
Участником закупки с идентификационным номером 10 предложен к поставке товар, определенный п. 1 Технической части производства - ЗАО "Бинергия", Россия;
Участником закупки с идентификационным номером 137 предложен к поставке товар, определенный п. 1 Технической части производства - ОАО "Синтез", Россия;
Участником закупки с идентификационным номером 46 предложен к поставке товар, определенный п. 1 Технической части с торговым наименованием Омнипак страной происхождения Ирландия;
Участником закупки с идентификационным номером 226 предложен к поставке товар, определенный п. 1 Технической части производства - Джодас Экспоим, Индия.
Следовательно, в заявках участников закупки не предложен товар производителя Джи И Хэлскеа АС со страной происхождения - Норвегия, в связи с чем, довод заявителя о том, что совокупность характеристик товара, указанных в п. 9 Технической части соответствует товару указанного производителя противоречит фактическим обстоятельствам дела и признается Комиссией Хабаровского УФАС России необоснованным.
Также Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки произведено заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ N1380, ввиду включения в Техническую часть обоснования необходимости использования характеристик, указанных в п. 9 Технической части.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 части 1 аукционной документации "Информационная карта электронного аукциона" участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно обладать лицензией на производство лекарственных средств и (или) лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля).
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в извещении о проведении электронного аукциона к участникам закупки не установлено требование о их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, что является нарушением п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
С учетом того, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на количество поданных заявок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению об отсутствии необходимости выдачи заказчику предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Портер" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку рентгенконтрастных лекарственных средств (извещение N0322100002521000086) - необоснованной.
2. Признать заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) нарушившим п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела N027/06/64-540/2021 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 мая 2021 г. N 7-1/161 (ключевые темы: лекарственные средства - участники закупок - антимонопольный орган - электронный аукцион - аукционная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2021