Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
от заказчика - КГБОУ "Краевой детский центр "Созвездие":
- Грошева Яна Андреевна (представитель по доверенности);
- Чубцов Виктор Федорович (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края:
- Жнакина Лидия Георгиевна (представитель по доверенности);
от заявителя - ООО "РУСУГОЛЬ":
- Колышева Екатерина Андреевна (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "РУСУГОЛЬ" и материалы дела N027/06/37-542/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "РУСУГОЛЬ" (далее также - Заявитель) на действия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - КГБОУ "Краевой детский центр "Созвездие" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку угля бурого (извещение об осуществлении закупки N0122200002521001731).
По мнению Заявителя, ООО "РУСУГОЛЬ" неправомерно признано уклонившимся от заключения контракта в связи с непредставлением документов и информации на этапе заключения контракта.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002521001731 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 05.04.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка угля бурого.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 5 290 617,76 рублей.
Источник финансирования: Хабаровский край.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2021 N0122200002521001731-1 на участие в торгах подали заявки 5 (пять) участников закупки. Решением аукционной комиссии уполномоченного органа все заявки признаны соответствующим требованиям аукционной документации, допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 15.04.2021 N0122200002521001731-2 в ходе торгов ценовые предложения подавали 4 (четыре) участника закупки. Наименьшее ценовое предложение составило 3 915 057,08 рублей.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.04.2021 N0122200002521001731-3 следует, что победителем торгов признано ООО "РУСУГОЛЬ", направившее в ходе аукциона наименьшее ценовое предложение.
Решением аукционной комиссии уполномоченного органа, оформленным протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.04.2021 NППУ1, ООО "РУСУГОЛЬ" признано уклонившимся от заключения государственного контракта в связи с невыполнением участником закупки требований п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона о контрактной системе (непредоставление обоснования предлагаемой цены контракта).
В ходе проведения внеплановой проверки комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края представлен отзыв на жалобу, согласно которым уполномоченный орган полагает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела 027/06/37-542/2021, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок..
Статьей 37 Закона о контрактной системе установлен порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, предусматривающий, в частности, что если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара (ч. 9 указанной статьи).
В силу п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона о контрактной системе обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (угля бурого).
Как следует из материалов дела, участником закупки - ООО "РУСУГОЛЬ" в ходе торгов направлено ценовое предложение на 26% ниже начальной (максимальной) цены контракта, что обуславливает необходимость применения положений ст. 37 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, участником закупки при подписании контракта не направлены документы, предусмотренные ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе, что послужило основанием для признания ООО "РУСУГОЛЬ" уклонившимся от заключения государственного контракта.
Доводы жалобы Заявителя о направлении необходимых документов в адрес заказчика - КГБОУ "Краевой детский центр "Созвездие" посредством электронной почты отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России в связи со следующими обстоятельствами.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.
По смыслу части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе обмен сообщениями между участниками контрактной системы в сфере закупок строго регламентирован и осуществляется с использованием единой информационной системы в предусмотренных ею формах. Возможность направления сообщений и документов вне формата единой информационной системы для участников закупки отсутствует.
Таким образом, в силу осуществления процедуры определения поставщика в электронной форме, указанные документы не подлежали направлению в адрес заказчика вне формата единой информационной системы в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РУСУГОЛЬ" на действия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, заказчика - КГБОУ "Краевой детский центр "Созвездие" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку угля бурого (извещение об осуществлении закупки N0122200002521001731) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 мая 2021 г. N 7-1/170
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021