Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
В присутствии представителей:
От заказчика - ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации:
- Примакова Татьяна Михайловна (представитель по доверенности);
От заявителя - ООО "СТРОЙМОСТ": представитель не явился, о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" и материалы дела N 027/06/64-539/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "СТРОЙМОСТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (Хабаровск) (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий для централизованного стерилизационного отделения (извещение N 0322100002521000051 от 15.04.2021).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при описании объекта закупки.
На основании статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100002521000051 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 15.04.2021.
Объект закупки: поставка медицинских изделий для централизованного стерилизационного отделения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 336 219,50 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 15.04.2021 10:59 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 28.04.2021 10:00 (МСК+7).
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым учреждение считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России привел доводы, аналогичные изложенным в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела 027/06/64-539/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из положений ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Из доводов жалобы следует, что Заявитель не согласен с требованием к товару позиции N3 в части необходимости использования для контроля режимов стерилизации, при этом не предназначенных для контроля режима обеззараживания.
Согласно п. 3 Заказчиком приобретается товар "Индикатор химический/физический для контроля стерилизации" с указанием следующих характеристик:
Предназначен для парового и воздушного методов стерилизации в стерилизаторах всех типов. Не предназначен для стерилизации лекарственных средств, питательных сред и обеззараживания. Одноразового использования. Класс в соответствии ГОСТ ISO 11140-1-2011: не хуже 5. Индикатор стерилизации размещается внутри упаковок всех типов и в камере стерилизатора согласно МУ N287-113. Индикатор стерилизации должен иметь липкий слой для фиксации в месте контроля и документе архива. Комплектация: -отдельные индикаторы не менее 1000 шт.; (на каждую партию не более 1000 штук индикаторов прилагается: инструкции по применению с указанием метода стерилизации, класса индикатора и контрольных значений на русском языке (согласно п.5.4 ГОСТ ISO 11140-1-2011); журнал ф.257/у) Остаточный срок годности индикатора не менее 24 месяца. |
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что требования при описании объекта закупки установлены в соответствии с потребностью Заказчика, отметив, в частности, что требования в отношении отсутствия предназначения для использования при обеззараживании установлено в соответствии с потребностью Заказчика в индикаторах, работающих исключительно в рамках режимов по стерилизации, указав, что индикаторы для обеззараживания имеют иную направленность и не предназначены для целей деятельности заказчика.
Как разъяснено в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Проанализировав положения аукционной документации в части описания объекта закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии ограничения количества участников закупки, при этом установленные требования обусловлены спецификой деятельности государственного заказчика, являющегося федеральным медицинским учреждением, оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь, а также назначением объекта закупки в качестве медицинских изделий для централизованного стерилизационного отделения.
Доводы Заявителя о соответствии температурных режимов стерилизации и дезинфекции (обеззараживания) не свидетельствуют о полной идентичности указанных понятий, незаконности требований заказчика при описании объекта закупки, определенных исходя из необходимости удовлетворения нужд медицинского учреждения.
Следовательно, жалоба Заявителя признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (Хабаровск) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий для централизованного стерилизационного отделения (извещение N0322100002521000051 от 15.04.2021) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 мая 2021 г. N 7-1/160
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2021