Резолютивная часть объявлена 18.05.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.05.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
-Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Моршель А.М.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - отсутствовали, извещены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Энгель А.М. по доверенности N 7/Дов от 28.05.2020 г.,
от Уполномоченного органа - отсутствовали, извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу от ООО "Инжиниринговая компания "Артвилль"(ИНН: 6684003833 ОГРН: 1126684004314 ) от 11.05.2021 N4048-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Нижневартовска", Уполномоченного органа -Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска, при проведении электронного аукциона предметом, которого является Выполнение работ по проектированию объекта "Восточный планировочный район (V очередь строительства) города Нижневартовска. Инженерное обеспечение кварталов N40-42" (извещение N 0187300001221000142),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Инжиниринговая компания "Артвилль"(ИНН: 6684003833 ОГРН: 1126684004314 ) от 11.05.2021 N4048-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Нижневартовска", Уполномоченного органа -Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска, при проведении электронного аукциона предметом, которого является Выполнение работ по проектированию объекта "Восточный планировочный район (V очередь строительства) города Нижневартовска. Инженерное обеспечение кварталов N40-42" (извещение N 0187300001221000142) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению Заявителя, требование заказчика о предоставлении двух выписок из реестра СРО по инженерным изысканиям и по архитектурно-строительному проектированию является неправомерным.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил отказать в ее удовлетворении.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 21 части 2 Информационная карта аукциона заказчик установил следующее требование к участникам закупки:
21. |
Требования к участникам закупки, устанавливаемые в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе |
Участники закупки должны соответствовать требованиям:
1) предусмотренным в подпункте 6.3.1 пункта 6.3 части I документации об аукционе, а именно: 1.1.* участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, имеющих компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; 1.2.* совокупный размер обязательств участника закупки по договорам подряда на подготовку проектной документации, на выполнение инженерных изысканий, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (Основание: ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, глава 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) _______ *вышеуказанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в части 2.1 статьи 47 и в части 4.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации
2) предусмотренным в подпунктах 6.3.2 - 6.3.7, 6.3.9, 6.3.10 пункта 6.3, подпункте 6.4.1 пункта 6.4 части I документации об аукционе |
В пункте 30 части 2 Информационная карта аукциона также установлено:
"В соответствии с подпунктом 2) пункта 8.4. части I документации об аукционе участник закупки должен представить копии действующих выписок* из реестра членов саморегулируемой организации:
- в области архитектурно-строительного проектирования,
- в области инженерных изысканий
по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86, содержащих сведения об уровне ответственности участника закупки (члена саморегулируемой организации) по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, на выполнение инженерных изысканий (соответственно), заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
____________________________
* вышеуказанные требования не распространяются на участников закупки в случаях, которые перечислены в части 2.1 статьи 47 и в части 4.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации".
В извещении по закупке, также, указано аналогичное требование.
Таким образом, установлено, что заказчик требует предоставления от участников закупки двух выписок из СРО.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 2, 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий (часть 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм можно сделать вывод, что в случае, если контрактом предусмотрена возможность привлечения субподрядчика, то участник закупки, заключивший договор подряда на подготовку проектной документации, вправе привлекать субподрядчика для выполнения необходимых видов изысканий, при этом, согласно части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за выполненные работы также несет лицо, осуществляющее работы по подготовке проектной документации.
При этом, функции по организации работ по инженерным изысканиям в соответствии с положениями статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны выполняться специалистами по организации инженерных изысканий, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Согласно пункту 6.2 Проекта контракта указано, что для выполнения Контракта Подрядчик:
6.2. Несет ответственность перед Заказчиком за координацию работы всех соисполнителей, субподрядчиков, привлеченных для выполнения работ по Объекту.
Следовательно, контрактом предусмотрена возможность привлечения субподрядчика.
В статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы договора, согласно которому юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
Часть 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично. подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
По смыслу статей 704, 706 Гражданского кодекса Российской Федерации требование выполнить предусмотренную работу лично должно содержаться в документации о закупке, в том числе, проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации.
Учитывая, что в силу части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный проектировщик вправе осуществлять деятельность по организации и координации работ по инженерным изысканиям, следовательно, он вправе привлекать для выполнения соответствующих работ субподрядные организации, имеющие членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, при этом генеральный проектировщик несет ответственность перед заказчиком за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Таким образом, законодательство в сфере градостроительства допускает возможность выполнять работы по инженерным изысканиям на этапе архитектурно-строительного проектирования лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документации, являющимся членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, посредством привлечения субподрядчиков, которые являются членами в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Правовой подход о том, что если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и, в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного планирования, поддержан в письме Федеральной антимонопольной службы России от 14.03.2018 N РП/16799/18, которая наделена полномочиями по разъяснению положений антимонопольного законодательства. Федеральная антимонопольная служба России в названном письме прямо указывает на то, что установление в документации о закупке требований о членстве участника закупки в саморегулируемых организациях как в области инженерных изысканий, так и в области архитектурно-строительного проектирования может привести к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Данная позиция подтверждается судебной - постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А42-5324/2012, а также постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 по делу N А70-7313/2018.
Таким образом, Заказчиком, установившим требование о предоставлении двух выписок из реестра членов СРО допущено нарушение части 2 статьи 8 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания.
Жалоба ООО "Инжиниринговая компания "Артвилль"(ИНН: 6684003833 ОГРН: 1126684004314) от 11.05.2021 N4048-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инжиниринговая компания "Артвилль"(ИНН: 6684003833 ОГРН: 1126684004314 ) от 11.05.2021 N4048-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Нижневартовска", Уполномоченного органа -Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска, при проведении электронного аукциона предметом, которого является Выполнение работ по проектированию объекта "Восточный планировочный район (V очередь строительства) города Нижневартовска. Инженерное обеспечение кварталов N40-42" (извещение N 0187300001221000142) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Нижневартовска" нарушение положений части 2 статьи 8, части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А. Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р
Моршель А.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 мая 2021 г. N 086/06/31-758/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021